«Oн сказал то, что, может быть, мне самому хотелось бы сказать, но у меня нет такого голоса, а ему он был дан, и голос был настоящий, без ограничений»
Борис Гребенщиков о Викторе Цое.
«Кино»: их музыка стала эталоном звучания зарождающейся в стране «Новой волны»
Он родился в не совсем обычной по советским меркам семье: мама - учительница физкультуры, коренная ленинградка, а папа - инженер корейского происхождения. У них в доме всегда действовало интересное правило: родители по договоренности готовили через день – 1 день обед готовит отец, балуя семью корейскими гастрономическими «примочками», а 1 день мама радует семейство привычной русской кухней. В выходные в их доме всегда собиралось много людей: у них было много друзей…
Виктор обожал своих родителей. Он считал, что они помогли ему увидеть, почувствовать настоящие радости в жизни, научили понимать его самые главные ценности, уважать их и беречь.
Маме Вити друзья и родственники часто говорили о том, что, от союзов, где есть смешивание кровей разных народов, рождаются, как правило, самые талантливые дети. Но она относилась поначалу к этому весьма скептично: мальчик учился средне, «звезд с неба» никогда не хватал, сменил три школы, был отчислен за неуспеваемость из художественного училища, поэтому пошел учиться в СГПТУ-61 на резчика по дереву.
Но вскоре все изменилось…
На все руки мастер
Заниматься резьбой по дереву будущему музыканту нравилось. Для него это была спокойная, кропотливая работа, во время которой можно подумать, о чем-нибудь помечтать. Благодаря своей профессии, он сам научился мастерить традиционные миниатюрные японские фигурки – «нэцкэ», которые начал собирать в 83-84 году. Данное хобби возникло у него еще во время работы в садово-парковом тресте, где Цой создавал чудесные деревянные скульптуры для детских площадок. Когда у него появлялось свободное время от вырубки очередной лисы или жирафа, он делал для себя или для друзей мини-скульптурку «нэцкэ». По словам Марьяны, Виктор обожал посещать выставки связанные с этим видом японского искусства, собирал открытки. Это часто вдохновляло его на создание новых фигурок. У Липницкого, Гребенщикова и у многих других знакомых музыканта до сих пор хранятся «нэцкэ» Цоя.
«Кино» начинается: от «Палаты №6» к «синтетике»
По словам друзей, Виктор был застенчивым и скромным парнем. Его немного хулиганский сценический образ – был лишь имиджем музыканта
Жила-была в Ленинграде бит-группа под названием «Палата № 6», где еще в 70-х начал играть на бас-гитаре Цой. А еще существовал коллектив «Пилигрим», в составе которого был барабанщик Олег Валинский и гитарист Алексей Рыбин.
К тому времени все эти ребята обладали уже неплохим опытом игры в группах – Витя пару раз выступал на концертах «Автоматических удовлетворителей», а Леша Рыбин какое-то время даже репетировал с группой «Абзац».
Летом 81 молодые музыканты отправились отдыхать в Крым, где, собственно, и пришли к совместной идее – создать единую группы. Так и случилось. Коллектив назвал себя по аналогии с фантастическим произведением Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» – «Гарин и гиперболоиды».
По возвращению в родной Ленинград, ребята начали упорно заниматься репетициями. Но вскоре Олега Валинского забрали в армию. Поэтому планы пришлось на время отложить. А уже весной 82 они знакомятся с различными представителями советского андеграунда, в том числе и с Гребенщиковым, «Аквариумом». Коллектив вступает в «Ленинградский рок-клуб». Примерно в этот период группа меняет свое название на «Кино» - простое, легко запоминающееся, «синтетическое», самое подходящие к этому времени название... ко времени зарождения «Новой волны» в стране.
Кумиры детства
В юности Цой был большим поклонником творчества Владимира Высоцкого и Михаила Боярского. Его привлекала открытость, смелость текстов, образы исполнителей и музыка, исполняемая ими. Он обожал гитару! Еще Виктору всегда нравились фильмы с участием Брюса Ли. Поэтому свой сценический имидж он сформировал, многое позаимствовав у своего кумира – доминирование черного цвета в одежде, прическа, манера поведения.
Развитие сюжета: альбомы «Кино» - эталон нового звучания
Виктор Цой и его первая жена Марьяна. К сожалению, сейчас ее уже нет в живых. Она умерла в 2005 году по причине страшной болезни - опухоли мозга
«Начальник Камчатки», «Это не любовь» и «Ночь» - это первые альбомы группы, которые можно смело назвать образцом нового звука.
Они создавали необычный саунд. К примеру, в процессе работы группы «Кино» над пластинкой «Начальник Камчатки» был впервые применен синтезатор с драм-машиной. Именно благодаря таким нововведениям, звук получался электронным, «машинным» и «холодным». Так появилось новое пространство музыки. Так начала расти их популярность.
Группу стали приглашать на ТВ. Однажды «Кино» даже появилось на центральном телевидении с концертом в очень популярной в то время передаче «Музыкальный ринг». В 88 на советские экраны вышла картина «Асса», где в последних кадрах «Кино» исполняет свою культовую песню «Хочу перемен!». Это стало сродни культурному шоку, катализировавшему рост их «звездности». Молодым слушателям были очень близки проблемы, темы и идеи, о которых вещал романтического герой песен Виктора Цоя. Поколение 80-х боготворило музыканта!
В 89 году на прилавках музыкальных магазинов появился новый альбом группы - «Звезда по имени Солнце». Цой написал одноименную композицию из этого релиза в Казахстане на съемках картины «Игла». Данная песня стала очень популярна. Доказательством этому послужит тот факт, что она до сих пор звучит на многих радиостанциях. А настоящие меломаны и поклонники «Кино» не жалеют времени, сил и денег для того, чтобы найти и купить этот альбом на виниле (LP). Да, эту работу коллектива, пожалуй, можно назвать самой популярной среди остальных. Хотя, кто-то может и поспорить с нами…
Незадолго до…
Зима 89. После отбывания наказания освобождается Юрий Айзеншпис. Он и становится новым продюсером коллектива. Весной «Кино» едет на гастроли в Токио. Всем, кто работал с коллективом, очень хотелось, чтобы группа стала первой модной советской командой музыкантов, популярность которой котировалась бы на международном уровне. Это все были мечты и планы, многие из которых так и не удалось реализовать по различным причинам. Зато на родине они были первыми и лучшими.
Летом 90 года, за пару месяцев до смерти Виктора Цоя, музыканты феерично отыграли свой концерт в «Лужниках». Зал был «битком набит». Организаторы выступления позаботились о визуализации шоу – они устроили роскошный и продолжительный салют, и даже зажгли Олимпийский огонь в рамках выступления «Кино». Это было грандиозно!
Черный день – последний альбом
Александр Цой – сын Виктора и Марьяны, единственный ребенок музыканта. Саша женат, работает программистом, увлекается дизайном, параллельно занимаясь своим клубом
После успешного, но выжавшего все силы из музыкантов гастрольного тура, ребята решили взять «таймаут» и отдохнуть, после чего сразу же приступить к записи нового альбома, сводить который они хотели во Франции.
Но случилось страшное…
15 августа, Виктор Цой, возвращаясь с рыбалки, погибает в автокатастрофе, произошедшей на 35-м километре шоссе «Слока—Талси», неподалеку от Риги.
Внезапная кончина музыканта стала потрясением для всех. Среди многочисленных фанов группы даже были зафиксированы самоубийства и попытки суицида.
В этому времени из нового альбома окончательно была готова лишь песня под названием «Красно-желтые дни». Еще пара композиций с частично сделанными инструментальными партиями и акустической гитарой Цоя были сохранены в черновых вариантах. Осенью были доработаны аранжировки. «Черный» Альбом был записан. Он стал последним. В декабре состоялась его публичная презентация…После этого группа «Кино» прекратила свое существование.
«И больше нет ничего, все находится в нас!»
В нашей стране так все складывалось, что истинное признание таланта людей, часто появлялось только после их смерти. Когда ты жив – ты особо никому не интересен. Как только ты покидаешь это мир – ты становишься гением. Таких примеров, к сожалению, много. Поэтому сейчас, спустя уже более 30 лет со дня смерти музыканта, хочется сказать, что Виктор Цой стал иконой целого поколения, достойным кумиром миллионов молодых людей еще при жизни. Память и коллекция альбомов группы «Кино» - это все, что осталось поклонникам. Цой смог стать близким другом всем, кто хоть раз слышал его тексты и музыку. Это важно. Это показатель. Таких людей не забывают.