Новая волна русского рока: история в лицах

Новая волна русского рока: история в лицах


«Новая волна - где она?

Я - рок-человек, что мне волна!

У нас не глубинка, у нас глубина,

И никакая волна не доходит до дна»

Б. Гребенщиков

1977 год. Британия. На страницах одного из модных изданий того времени впервые появляется термин New Wave. Он на тот момент являлся определением радикально нового направления рок-музыки, из которого впоследствии стали динамично развиваться совершенно новые жанры и стили (синти-поп, пост-панк, инди-рок и даже некоторые стили евро-попа)…

Новой волне в рок-музыке были свойственны короткие и ритмичные композиции (в качестве некого наследия рок-н-ролла и панк-рока), как правило, обильно снабженные синтетическим и довольно жестким звучанием за счет присутствия звука синтезаторов и гитар… Стоп. А, собственно, причем тут русский рок?

«Телевизор» - ярчайший представитель жанра, новый альбом которого можно купить уже сейчас!
«Телевизор» - ярчайший представитель жанра, новый альбом которого можно купить уже сейчас!

Наряду с развитием новой волны за рубежом под влиянием такого модного новообразования в начале 80-х годов ХХ века в СССР появляются собственные герои этого направления. О некоторых из них (о самых значимых и оригинальных в истории русской рок-музыки) сегодня и пойдет речь.

О Сергее Курехине и Борисе Гребенщикове

Общим для большого числа отечественных групп и исполнителей новой рок-волны являлось необузданное стремление к новаторству, уникальности, оригинальности и к созданию новых музыкальных технологий по сравнению с традиционным исполнением рок-композиций. И, кстати, у некоторых это получалось довольно неплохо.

В качестве примера одного из таких интересных творческих союзов можно смело назвать тандем Бориса Гребенщикова (легендарного музыканта, лидера рок-группы «Аквариум» и по совместительству одного из «отцов-прародителей» отечественной рок-музыки) и Сергея Курехина (талантливого авангардиста, джазмена, композитора и создателя культовой группы «Поп-механика»).

Плодами этого тандема можно назвать несколько хороших альбомов – «Радио Африка», «Дети декабря» и концерт «Электрошок». Эти записи отличались ранее незнакомым слуху советского меломана саундом: тут можно услышать джазовые включения, элементы регги, сплетение звуков гитары и барабанов, хор шаолиньских монахов, авангардистские и электронные нотки и другие оригинальные музыкальные решения.

Но, к сожалению, через некоторое время в связи с ярко выраженным недовольством властей, Сергею Курехину и Борису Гребенщикову пришлось прекратить свои «механико-музыкальные» эксперименты и вернуться к более привычному звучанию. Их выступления на, так называемых, «квартирниках» стали носить более акустический характер, нежели авангардистский.

Композиции альбома «Дежавю» коллектива «Телевизор» наполнены качественными дарк-уэйвовыми аранжировками в совокупности со стилистикой традиционного и даже во многом архаичного электропопа 80-х годов ХХ века. Также можно услышать нотки электрометалла в лучших традициях Rammstein и мрачные (местами даже апокалиптические) хип-хоповые включения. Любители жесткого электронного звучания найдут в этом немало интересного для себя!

Пост-панк как часть новой волны русского-рока

Примерно в это же время в славном городе Ленинграде с легкой руки эксцентричного молодого человека по имени Леонид Федоров появляется коллектив «АукцЫон», совмещающий в своей музыке ярко-выраженные детали пост-панка и джаза (механический ритм, бас, насыщенный холодными обертонами, низкий, немного «потусторонний» вокал в сочетании с классическим и сочным джазовым саундом).

Говоря о пост-панковских гранях новой волны, невозможно обойти стороной группу «Странные игры», сформировавшуюся в том же Ленинграде в 1982 году. Этот коллектив из Ленинградского рок-клуба стал бешено популярным за счет необычного для того временного периода стиля — ска, который в СССР, честно говоря, мало кто понимал. «Странные игры» создавали яркие музыкальные композиции с примесью панк-рока и регги. Кстати, в 80-е годы они плотно сотрудничали с Сергеем Курехиным, а позднее и с Борисом Гребенщиковым. С последним в 1998 году даже записали совместный альбом «БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ и DEADУШКИ». Окончательное сведение этой записи делал один из известнейших продюсеров современности - Пол Кендалл (сотрудничавший с Depeche Mode, Nine Inch Nails и даже с Erasure).

Эталон?

Виктор Цой и группа «Кино» – эталон звучания новой волны в СССР
Виктор Цой и группа «Кино» – эталон звучания новой волны в СССР

А можно ли выделить среди всех исполнителей периода новой волны истинные образцы звучания этого направления рок-музыки? Да. Это группа «Кино» и Виктор Цой в частности.

Первые альбомы этой суперпопулярной советской рок-группы 80-х годов – «Начальник Камчатки», «Ночь» и «Это не любовь» можно без стеснения назвать эталонами звучания новой волны.

Это был кардинально новый звук. Например, в процессе записи альбома «Начальник Камчатки» впервые использовалась драм-машина в сочетании с синтезатором. За счет этого саунд получался как никогда «холодным» и электронным, но это не отталкивало меломанов, это, как и все неизвестное, притягивало с невероятной силой, погружая в новые пространства музыки.

«Электронные дети»

Новая волна набирала силу… В стране стали появляться коллективы, исполняющие сугубо электронную музыку без малейшего намека на традиционную акустику. В первую очередь, это группы «Центр» и «Телевизор». Последняя – это один из наиболее неординарных и неоднозначных музыкальных коллективов периода новой волны. Основателем, идейным вдохновителем, а также автором всех текстов и музыки является Михаил Борзыкин. Он и задал основное направление оригинальности коллектива – саунд, сочетающий в себе довольно «едкую» электронную музыку, которую можно сравнить с композициями Depeche Mode, и тексты, щедро пропитанные темным противостоянием всему внешнему миру. Поистине уникальный коллектив!

Их альбом «Дежавю» отличатся интересными текстами, полными политизированной тематики, весьма актуальной и в наши дни.

Запись «Кино» - «Начальник Камчатки» была не похожа на все предыдущие альбомы, которые появлялись до этого в ленинградском…да что уж там – в русском роке! Никто не знал, как правильно реагировать на столь оригинальное исполнение и необычные музыкальные решения. «Подпольная» рок-пресса назвала альбом «сборником бесспорных хитов». А фанаты «Кино», абсолютно не готовые к таким смелым экспериментам, изначально могли оправдывать свои стремления обладать записью лишь такими словами, как: «это сейчас очень модно». Но все окончательно встало на свои места, когда поклонники услышали «вживую» композиции этого культового творения. «Начальник Камчатки» стал легендой.

Пока горячие поклонники коллектива «Телевизор» наслаждаются новым суперзвуком, под влиянием модных музыкальных тенденций, задаваемых британской группой the Cure, в нашей стране рождается коллектив «Агата Кристи». Стильное, мрачное, электронное звучание – их визитная карточка. На протяжении своего существования «Агата Кристи» немало экспериментировала со многими направлениями рок-музыки. Но пост-панк – это основная музыкальная ниша коллектива.

Экспрессивная манера исполнения Глеба Самойлова – ныне уже бывшего фронтмена группы и пронизанные «мистикой» тексты песен завоевали немало сердец.

Сейчас Глеб Самойлов успешно продолжает развивать это направление сольно. Его альбом «Маленький Фриц», записанный в 1990-м, но изданный только в 1995 году, является весьма концептуальным творением. Он как нельзя лучше отображает неординарное мнение автора по поводу событий Второй мировой войны с точки зрения гуманистических убеждений. По звучанию запись можно назвать пост-панком с элементами типичного индастриала и готик-рока. Интересные, глубокие тексты, неожиданные музыкальные решения – стоит послушать!

Продолжая начатое…

В постсоветский период появились не менее талантливые продолжатели новой волны русского рока, ее последователи и приемники таких коллективов, как «Странные игры» и «АукцЫон». Самые яркие из них - это «Ляпис Трубецкой» и Markscheider Kunst, а также такие оригиналы, как «Нож для Frau Müller» и коллектив «Н.О.М.».

Эти коллективы регулярно радуют поклонников хорошей рок-музыки новыми альбомами. Например, «Ляпис Трубецкой» в 2013 году выпустил запись «Капитал» на виниловой пластинке. Этот альбом создан в лучших традициях ска-панка.

А питерская группа Markscheider Kunst в 2012 году издала уникальный альбом Best, который охватывает все периоды их творчества. Эта запись содержит оригинальные и очень интересные по своему звучанию композиции в стиле ска-джаз и регги.

Отсюда становиться понятно, что новая волна русского рока неспокойна, она продолжает свое динамичное движение… движение вперед. И это радует!