«Когда я смотрю новости, я понимаю: миром правят те, кто никогда не слушает музыку»
Боб Дилан
«Вдохновение заглядывает в гости не так часто, как хотелось бы. Так что хватай его там, где ты его встретил!»
Известный американский журналист Хантер Томпсон завещал, чтобы на его похоронах играла песня любимого музыканта – Mr. Tambourine Man. Еще он посвятил ему свою книгу – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Журнал Time назвал его одним из 100 самых успешных и влиятельных людей ХХ столетия. Огромное количество исполнителей создавали и создают кавер-версии на его композиции. Он много раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе…Речь идет о Бобе Дилане.
Пять десятилетий поэзии: точка отсчета
Роберт Аллен Циммерман (это имя, данное ему при рождении) родился 24 мая 41 года в маленьком городке под названием Дулут. Его предки — это евреи, выходцы из Российской империи. Бабушка и дедушка по отцовской линии, Анна и Зигман Циммерман, уехали из Одессы в 1905 году в Соединенные Штаты Америки. А по линии матери - Либба и Беньямин Эдельштейн (литовские евреи). Они эмигрировали в 1902 году. Родители Боба – Беатриса Стоун и Абрахам Циммерман чтили свои корни, поэтому всегда очень активно участвовали в событиях маленькой местной еврейской общины.
В 47 году отец маленького Роберта серьезно заболел. Диагноз: полиомиелит. Вся семья в связи с этим срочно переезжает в более спокойный соседний городок – Хиббинг.
Здесь Боб начинает осваивать азы игры на гитаре. Параллельно учится играть на губной гармошке. Он быстро все схватывал. Музыка и сочинительство давалась ему довольно легко. Поэтому уже в возрасте 10 лет он написал свои первые стихи.
В средней школе, Роберт уже начинает выступать в составе различных коллективов, которые исполняют фолк-музыку в барах и кафе. Музыкальные занятия он не бросает даже в 59, когда успешно поступает в Университет Миннесоты.
Маленький Боб влюбился в блюз еще в детстве. Он всегда очень ждал музыкальные радиопередачи, где будут его исполнять. Особенно Боба Дилана впечатляли фолк-композиции Вуди Гатри и Хэнка Уильямса. Творчество первого во многом и повлияло на музыку Боба Дилана. Он поначалу подражал Гатри даже в манере исполнения, копировал некоторые гитарные приемы музыканта. А в жизни они встретились лишь раз: Дилан как-то навестил Гатри в психиатрической клинике.
«Если тебе нравится моя музыка, это не значит, что я тебе что-то должен»
Боб Дилан - истинный ценитель прекрасного. Его страстью всегда были: музыка, поэзия, женщины, живопись и шляпы
Январь 61 года. Дилан едет в Нью-Йорк. Довольно быстро он получает то, о чем мечтал – его имя становится популярным, его музыка нравится людям.
Зимой 62 года выходит его дебютный альбом под названием Bob Dylan. Пластинка Боба Дилана в основном состояла из перепевок блюзовых песен и фолк-репертуара. Но кроме этого она включала 2 собственные композиции музыканта. Слушателям нравились песни, исполняемые в нарочито разговорной манере. Это было необычно.
Для своего следующего альбома The Freewheelin' Bob Dylan в течение года Боб Дилан записал много «протестных» песен с актуальным на тот момент политическим подтекстом. Эта пластинка превзошла все ожидания. Удивительно, но ее заслушивали до дыр даже супер-популярные The Beatles (об этом как-то упоминал Джордж Харрисон в одном из своих интервью).
В начале 64 года Дилан выпускает свой новый альбом The Times They Are A-Changing, а через пару месяцев выходит еще одна его пластинка – Another Side of Bob Dylan. Вот тут уже появляются небольшие вкрапления ритм-энд-блюза. А тексты песен становятся все более суггестивными и литературными. Это тоже уникальное нововведение, ведь это альбомы, где впервые в истории музыки смысл излагается не прямым текстом, а передается сложной и тонкой системой образов. Дилановский «поток сознания» становится его фирменным приемом, стильным и привлекательным.
За всю свою карьеру этот великолепный музыкант использовал огромное количество псевдонимов: Robert Milkwood Thomas, Jack Frost, Elston Gunnn, Lucky Wilbury/Boo Wilbury, Elmer Johnson, Blind Boy Grunt, Sergei Petrov и многие-многие другие вымышленные имена. Но самым главным в его жизни становится псевдоним, под которым его знает и любит весь земной шар – Боб Дилан. Это псевдоним был выбран Робертом в 62 году в честь Дилана Томаса – его любимого поэта.
65 год. Боб Дилан собирает команду рок-музыкантов. Он хочет сделать переход от акустической фолк-музыки к более актуальному на его взгляд фолк-року. Как это повлияло на звучание можно почувствовать и услышать в альбоме Bringing It All Back Home, который вышел весной того же года.
Но эта пластинка и весь новый концепт звучания были не приняты фанатами. В Ньюпорте выступление музыканта с измененным репертуаром было освистано. Стало очевидно – Боб выбрал не то направление не в то время. Все по-прежнему хотели его песен с текстами о политических протестах и не были готовы к такому крутому повороту событий в рамках жанра, смыслов и стилистики саунда. Но время шло…
«Успех – это возможность просыпаться утром и засыпать ночью, успевая между этими двумя событиями делать то, что тебе по-настоящему нравится»
65-й год стал особенным для Дилана. По многим причинам.
Он, наконец-то, издает свой 1-ый официальный рок-альбом Highway 61 Revisited. О, это гениальная вещь! После выхода этой пластинки еще несколько лет мир «переваривал» революционную новизну и необыкновенную энергию данной работы.
Сингл релиза – Like a Rolling Stone (продолжительностью 6 минут) ознаменовал новую эпоху, и раз и навсегда покончил с периодом, когда синглы звучали не более 3-х минут. В 2004 году эта композиция возглавила список 500-та самых лучших песен всех времен и народов (по данным журнала Rolling Stone).
С осени 65 до весны 66 у Боба Дилана было огромное количество гастрольных выступлений. А параллельно у него развивался умопомрачительный роман с Эди Сэджвик – юной актрисой и подругой Энди Уорхола. Ей он посвятил великолепную балладу Just Like a Woman.
Он всегда ей нравился. Она считала его гениальным музыкантом… Когда Эди Сэджвик перестала быть музой великого мастера и покинула «фабричную» тусовку Уорхола, она перебралась жить в гостиницу «Челси», где как раз и смогла сблизиться с тем, кто однажды ее очень заинтересовал – с Бобом Диланом. Так начался один из самых страстных романов 60-х.
Через некоторое время приятели Боба убедили Эди оформить контракт с менеджером Дилана – Альбертом Гроссманом. И все было бы отлично, но…Боб (знатный любимец женщин) тайком от Эди встречался с Сарой Лоудс. И эти отношения довольно стремительно развивались. Это принято называть «серьезными отношениями». Вскоре он тайно обручился с Сарой. Эди долгое время ни о чем не догадывалась, пока «по старой дружбе» ей об этом не рассказал Уорхол в феврале 66 года в ресторане Gingerman. Энди, зная о ее любви к Бобу и о тайной свадьбе Дилана, просто подошел к девушке и спросил: «Эди, ты знала, что Боб Дилан женат?!». Случился скандал и отношения Сэджвик и Дилана закончились. Это стало еще одним ударом прямо в сердце «бедной богатой девочки»…
Брат Эди утверждал, что она сделала аборт от Дилана. Другие говорили, что в 65 она параллельно встречалась с его другом - Бобом Ньювиртом и ребенок мог быть от него. Третьи считают, что все это выдумки…Как бы там ни было, судьба этой молодой женщины оказалось очень трагичной.
Дилан был знаком с Уорхолом. Однажды, он купил у дизайнера картину Элвиса за 2000$, но потом передумал (решил, что это хлам) и поменял ее на диван. Ох уж этот Циммерман!
Осенью 65 Дилан стал выступать с «ястребами» - с блюз-командой The Hawks. Чуть позднее они переименовали себя в The Band. Эти совместные концерты были просто грандиозны. Публика ликовала!
Однажды, во время своего турне по Великобритании (на легендарном концерте в Манчестере) кто-то крикнул Дилану «Иуда!» из толпы. Видимо, это должно было символизировать негодование фаната по причине ухода музыканта от протестных гимнов начала 60-х. В ответ на это оскорбление группа The Band ответили яростным и агрессивным исполнением культового сингла Боба Like a Rolling Stonе.
Поздней весной 66 года выходит «двойник» Боба Дилана под названием Blonde on Blonde. В этой пластинке развиты темы предшествующих альбомов.
Боб называл звучание нового релиза «утонченным, диким, ртутным звуком». Все три альбома этого периода (Highway 61 Revisited, Bringing It All Back Home и Blonde on Blonde) можно назвать настоящей рок-трилогией. Данные произведения считаются лучшими в творчестве Дилана. Это был по-настоящему плодотворный период.
Авария и последствия: кантри-тенденция
В июле 66 года Дилан попадает в серьезную аварию. Гастроли пришлось приостановить. Состояние музыканта врачи определяли как критическое. Но он справился и постепенно приходил в себя, возвращаясь к привычной жизни.
В этот сложный для Боба период его навещали участники коллектива The Band. Они даже смогли уговорить его записать пару новых песен, а также поэкспериментировать с композициями прошлых лет.
Дилан решил начать новый этап в творчестве – перейти от рок-саунда к кантри-звучанию. И зимой 67 выходит новый и очень долгожданный альбом — John Wesley Harding.
Эту пластинку Боба музыкальные критики назвали «супер-кантри-роковой». Увлечение Дилана американской народной музыкой успешно продолжилось…
Вдруг наступил кризис. 30-летнему Дилану стало сложно сориентироваться – куда двигаться дальше. Альбом, вышедший в 70-м году Self-Portrait, был ужасным – все вперемешку: новые песни, старые заново перепетые хиты, бесплодные попытки сделать что-то оригинальное – все это очень удручало поклонников, потому что они чувствовали, что их кумир зашел в тупик…
Боб Дилан и Эди Сэджвик. Свидетели этих отношений говорят, что это был очень страстный союз, даже не смотря на то, что музыкант был тайно женат на другой женщине
Blood on the Tracks
Дилан долго пытался реабилитироваться после выхода своей неудачной пластинки: давал концерты, активно искал новые направления, в которых ему было бы максимально гармонично двигаться дальше, много репетировал…и в результате смог создать великолепную вещь – в январе 75 года выходит его очередной студийный альбом Blood on the Tracks (15-ый по счету).
Эта работа вызвала восторг! Большая часть композиций этого винила Боба Дилана касаются очень личных переживаний, очень субъективных вещей - духовности, душевной боли, одиночества, гнева и, конечно же, поиска смысла. Blood on the Tracks занял лидирующую позицию в Billboard pop charts США и четвертую в Британском музыкальном чарте. Он 2 раза становился платиновым, и до сих пор является одним из самых продаваемых альбомов Боба.
80-е: ханжество или праведность?
Дилану уже 37. Зрелый возраст. Но музыкант не ищет стабильности и покоя. Он объявляет о том, что смог переосмыслить христианские истины и заново открыл для себя религиозные воззрения. Естественно он привносит это и в музыку.
С 79 года Дилан пишет песни, в которых преобладает религиозная тематика: он гневается и негодует от присутствия в жизни таких «грязных вещей», как порнография, проституция, преступность и т.д. Фанаты, да и критики тоже воспринимают новый виток творчества музыканта как элементарное ханжество. Поняв это, Боб очень разочаровывается и уходит с головой в живопись и концертную деятельность, где все чаще возвращается к старым композициям…
«Чуть было не встретил Элвиса»
В 90-м году, после своего провала с альбомом Under the Red Sky, Дилан долгое время не переступает порог звукозаписывающей студии. Наступают 7 лет затишья.
В 97 году музыканта госпитализируют в клинику с острым перикардитом. Как потом рассказывал сам Боб, он уже «приготовился поздороваться с Элвисом». Но все обошлось. Он довольно быстро поправился и уже осенью был готов совершить ранее запланированное путешествие в Болонью, где Иоанн Павел II произнес уникальную проповедь, в основе которой лежали все главные темы дилановского гимна под названием Blowin' in the Wind.
А в начале зимы того же года Бил Клинтон вручил Дилану награду Центра Кеннеди и от себя отметил, что музыкант уникален тем, что смог повлиять своим творчеством на многие поколения. Это ценно. Да, 50 лет поэзии – это вам не шутки!
В конце года Боб выпускает первый после долгого перерыва альбом – Time Out of Mind. И уже в начале 98 года этой пластинке присуждаются 3 награды «Грэмми», включая приз в номинации «альбом года». Через пару лет выдающийся музыкант получает «Золотой глобус» и «Оскар» за композицию Things Have Changed, которая была выбрана саундтреком к картине «Вундеркинды».
Старина Боб до сих пор творчески активен и радует поклонников своими новым работами как в живописи, так и в музыке. Например, в прошлом году вышел его новый альбом Tempest
90-е для музыканта стали истинным периодом чествования.
«Я продал более 100 000 000 своих альбомов. И я даже не знаю, как такое могло произойти!»
В 2001 году Дилан выпускает свой 31 альбом – Love and Theft. Это произошло в тот же день, что и ужасные террористические атаки в США – 11 сентября.
Не доверяя всяческим новомодным студийным «примочкам», Боб сам спродюсировал релиз под вымышленным именем – Джек Фрост. Критики и поклонники его музыки отметили, что Дилан до сих пор стремится расширить свой творческий диапазон, и что у него это неплохо выходит. Пластинка получилась весьма джазовой.
В 2008 Бобу Дилану вручили Пулитцеровскую премию «за вклад в американскую культуру и выдающееся влияние на развитие популярной музыки».
В 2009 году вышел еще один альбом музыканта – Together Through Life.
В мае 2012 года Барак Обама вручил Бобу Дилану Президентскую медаль Свободы, которая является одной из высочайших гражданских наград Соединенных Штатов Америки.
А в прошлом году вышел его новый альбом Tempest. И думаем, что он не последний…
«Боб Дилан был всегда, еще задолго до того, как я появился на свет. А я сейчас играю эту роль, наверное, потому, что лучше всего подхожу для нее» - это одна из любимых фраз старины Боба. Когда он произносит ее – он всегда улыбается. Может быть с помощью такого абсурдного изречения музыкант просто посмеивается над журналистами, а может он вкладывает в нее сакральный смысл на полном серьезе… Это известно лишь самому Бобу. Ведь он знает многое…
Пожалуй, на этом можно и завершить сегодняшнюю статью, посвященную талантливейшему человеку и музыканту.