Энди Уорхол: жизнь и философия творчества «отца поп-арта»

Энди Уорхол: жизнь и философия творчества «отца поп-арта»


«Ну и что?»

Andy Warhol

У него было множество интересных прозвищ. Например, Drella – такое имя придумали ему его друзья. Прозвище появилось от слияния двух слов: Dracula (Дракула) и Cinderella (Золушка). Также его часто называли Candy Andy, потому что он пил только грушевый и ананасовый сок, и очень любил есть сладости. А в арт-тусовке к нему часто обращались как к Pope of Pop («отец поп-арта»). И все эти забавные прозвища отлично характеризовали многогранную, экспрессивную, авангардную и противоречивую личность… личность Энди Уорхола.

Мы решили посвятить сегодняшний материал этому безумному оригиналу, основателю идеологии и философии поп-арт-движения, культовому дизайнеру, художнику, который, как никто другой, чувствовал дух своего времени, и не боялся посмеиваться над его антуражем и над самим собой. Он всегда умел выжать из чего-либо максимум, все до единой капли, чтобы показать истинное лицо коммерческого арта, наполнив форму содержанием, и придав ей тот вид, который до сих пор обсуждают люди. Пусть порой с гневом, с непониманием, или, напротив, с восхищением и трепетом… но говорят по сей день. Уорхол сделал практически невозможное - он вызвал реакцию народа на откровенно простое и, в то же время, очень неожиданное цитирование ранее признанного искусства. Наверное, у многих это вызывало шок и непринятие... «Ну и что?».

Уорхол стал «богом» в мире, где люди так любят вещи. Энди всегда был очень религиозным человеком и хотел давать обществу именно то, чего оно так сильно желало. А люди в то время (да и всегда) желали одного - жить в мире удобных технологий, автоматизированных стандартов, со всех сторон окружив себя красивыми, бесполезными, но комфортными вещами. Энди Уорхол почувствовал путь, который был предначертан послевоенной Америке, а позднее - и всем остальным.

С чего все началось: хобби болезненного мальчика

Родился Энди Уорхол (Андрей Варгола) в Питтсбурге в 28 году. Он был 4-м ребенком в семье иммигрантов родом из села Микова (северо-восток современной Словакии). В 3-м классе маленький Энди сильно заболел. Это была хорея. Недуг также был известен под названием «пляска святого Витта» - синдром, провоцирующий неконтролируемые хаотичные движения конечностей, напоминающие танец. Хорея приковала мальчика к постели. После довольно долгого периода частичной недееспособности, Уорхол все же вернулся в школу. Но стал изгоем в классе: дети смеялись над ним, зло шутили и передразнивали. Из-за этого у мальчика постепенно начинает развиваться страх социума, больниц и врачей (эта паническая боязнь не отпустит его до самой смерти).

Именно в те периоды, когда Энди был прикован к постели, у него стал формироваться интерес к рисованию. Уорхол с удовольствием создавал коллажи из газетных вырезок. Это занятие много для него значило, оно помогало ему хотя бы на время забыть о преследующей его болезни и о тяготах несчастливой детской судьбы. Будучи уже взрослым, Энди часто вспоминал тот сложный и важный для него кусочек жизни. Как-то, однажды, в своем интервью он сказал: «Я - это именно то, что говорит обо мне моя коллекция газетных вырезок».

Энди был первым продюсером культовой рок-группы The Velvet Underground
Энди был первым продюсером культовой рок-группы The Velvet Underground

В 45 году завершается его обучение в средней школе Шенли. Он поступает в Технологический институт Карнеги на художественный факультет. А в 49 году, после его окончания, получив степень бакалавра в области графического дизайна, переезжает в Нью-Йорк, где начинает работать иллюстратором сразу в нескольких модных журналах - Harper's Bazaar, Vogue и в других. Кроме этого Энди Уорхол рисует плакаты, открытки, этикетки и оформляет витрины магазинов города. Эту деятельность сам Энди считал началом своей сумасшедшей карьеры.

И уже в 52 году Уорхол открывает свою первую крупную выставку, которая в последствие принесла ему долгожданную популярность.

The Factory: «фабрика» нового искусства

60 год – на свет появляется культовый дизайн «Кока-Колы» от Уорхола. 62— впервые в технике шелкографии Энди создает легендарные серии «200 банок супа Кэмпбелл», «32 банки супа Кэмпбелл», «100 банок супа Кэмпбелл». В этом же году он разрабатывает проект «Зеленые бутылки Кока-Колы». Все эти работы стали «визитной карточкой» самого скандального художника и дизайнера ХХ века.

Его работы были продемонстрированы публике в очень модной в 60-е годы галерее Stabl. Показ вызвал серьезный резонанс в арт-кругах и среди ценителей современного дизайнерского искусства. Но Уорхолу удалось сделать главное - отобразить пошлость и безликость менталитета западной цивилизации, а также показать примитивность идеологии массового потребления. С этим он справился на ура!

В 62 году в Нью-Йорке открывается известная арт-студия Энди Уорхола - The Factory («Фабрика»). Она располагалась на 5-м этаже дома №231 по 47-й улице на Манхэттене (сейчас данного здания уже нет).

В «Фабрике», стены которой были окрашены в серебряный цвет, всегда стоял густой дым от бесчисленного количества выкуренных сигарет. Ассистент Энди - Джерард Маланга неспешно заливал краску в трафареты… Фоном играл легендарный Velvet Underground, спродюсированный самим Уорхолом. Роскошный бас, гитара, вокал Лу Рида, барабан – все это так нравилось Энди! Он никого не удерживал в своей студии и никого не звал – люди приходили сами. А он просто открывал им двери и улыбался глазами через черные очки. И все всегда были счастливы, если их использовал Энди Уорхол. «Drella все создавал таким образом, чтобы мы обожали делать то, что хочет именно он», - сказал как-то Лу Рид, солист Velvet Underground.

«Фабрика» помогла Уорхолу воплотить одну из главных идей его творчества - поставить на поток создание произведений дизайнерского искусства. В 64 году по случаю открытия первой выставки в студии, художник устроил презентацию своей необычной арт-мастерской, в которой всегда царила атмосфера вседозволенности. В The Factory часто проводились шумные вечеринки, поэтому Уорхол также смог разрушить давний стереотип, что студия творца – это уединенное место. Сам хозяин часто упоминался в репортажах светской хроники. О нем, о его студии и его окружении стали много писать в СМИ.

Многогранность Энди

Арт-философия Уорхола подразумевала идеализацию: портреты без изъянов, отсутствие морщин, яркие, красивые черты лица. Среди клиентов дизайнера было много знаменитостей и культовых персон: Мик Джаггер, иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, Джон Леннон, Лайза Миннелли, Бриджит Бардо и многие-многие другие звезды, которым поклонялся весь мир. А они – Уорхолу.

Гостями «Фабрики» Энди Уорхола были очень известные люди, часто не имеющие ни малейшего отношения к дизайну. Это такие музыканты, к примеру, как Джим Моррисон, Боб Дилан, Мик Джеггер, а также писатель Трумен Капоте. Кроме этого, The Factory любил посещать Аллен Гинзберг и Сальвадор Дали. Уорхолу, действительно, с легкостью удалось собрать вокруг себя богему. Он привлекал свободным выражением искусства, своей оригинальностью и арт-шиком. Энди давал людям то, чего им так не хватало – красоту и полную свободу.

С некоторыми из своих гостей Уорхолу даже привелось сотрудничать: это касается и людей, занимающихся музыкой. Именно Энди принадлежала идея создания знаменитой обложки альбома группы Rolling Stones - Sticky Fingers. И это не последняя работа Энди, сделанная специально для легендарного британского рок-коллектива. Еще Уорхол создал обложку для их альбома Love You Live, который вышел в 77 году.

Помимо этого, Энди стал 1-м продюсером рок-группы The Velvet Underground.

Музыканты некоторое время даже играли для его линейки перформансов под названием Exploding Plastic Inevitable, что в переводе с английского означало: «Взрывная, пластиковая, неизбежная». Уорхол разработал уникальный дизайн упаковки для их дебютной студийной пластинки The Velvet Underground and Nico. На белом фоне находилась необычная наклейка в виде нарисованного банана ярко-желтого цвета, под которой скрывалась нежно-розовая «начинка» фрукта. Пожалуй, этот банан стал одним из самых узнаваемых и ярких символов мировой рок-культуры. А стильная музыка группы The Velvet Underground во многом повлияла на дальнейшее развитие панк-рока и психоделик-рока. По этому поводу Брайн Ино однажды сказал: «Мало кто, все-таки, приобретал пластинки The Velvet Underground в то время, когда они выходили. Зато, каждый, кто купил запись, основал свою собственную рок-группу».

Союз Энди и Эди, роман «королей Манхеттена 60-х» обсуждал весь мир
Союз Энди и Эди, роман «королей Манхеттена 60-х» обсуждал весь мир

О королях Манхэттена, о нелюбви и выстрелах

И все шло хорошо, но однажды…

В 68 году, 3 июня радикальная феминистка по имени Валери Соланас, знакомая Энди, снимавшаяся ранее в его картинах, вошла в помещение The Factory, направила пистолет на художника и 3 раза подряд спустила курок. После этого девушка выбежала на улицу, подошла к первому попавшемуся ей на пути полицейскому и радостно призналась: «Представляете, я только что стреляла в Уорхола!».

После трех выстрелов Энди чудом остался жив. Он категорически отказался давать в полиции обвинительные показания. А Валери Соланас приговорили к 3-м годам тюрьмы и принудительному лечению в психиатрической больнице. В этом же году студия с серебряными стенами закрылась, «Фабрика» Уорхола стала называться довольно сухо и официально - «Офис».

После этой истории в обществе долго не прекращались разговоры о том, что Валери Соланас мстила. Нет, не за себя, а за бедняжку Эди… Пожалуй, именно сейчас стоит «отмотать» ленту событий на несколько лет назад.

65 год. На вечеринке в квартире Лестера Перского Уорхол знакомится со своей музой, Эди Седжвик – идеалом, воплотившим в себе все, что дизайнер так обожал – богатство и красоту. Он - сын грязного шахтера, прогрызший себе звездный путь из эмигрантской нищеты к славе великого творца, она – набалованная дочь миллиардера, худощавая, молодая женщина с ангельским взглядом, в обтягивающей супермодной майке и большими, бриллиантовыми серьгами в ушах. Они стали появляться вдвоем везде. Бледные, в темных очках, в серебристых нарядах, с одинаково обесцвеченными волосами: истинные король и королева Манхэттена 60-х. Но при этом Уорхол ничего, никогда не подтверждал, и не отрицал касательно их отношений и чувств, сбивая друзей и фанатов с толку своими парадоксальными изречениями о привязанности и любви. В душе художник оставался одиночкой. Энди, по-прежнему, продолжал жить с мамой и своими любимыми кошками, полагая, что лучшая в мире love story - это два попугайчика в клетке.

А в один прекрасный день, заразительно смеясь и обнимая Уорхола, в «Фабрику» вошла девушка по имени Ингрид, точь-в-точь, как когда-то Эди… И тут все стало всем понятно. Наверное, нет на свете ничего более банального, чем создатель, теряющий влечение к собственному творению. А быть может, просто менялась мода: все стали бросать друг друга... В общем, после этого Эди стала встречаться с Бобом Диланом. А, когда ей исполнилось 28, она умерла от несовместимой с жизнью дозы таблеток и алкоголя. После смерти девушки многие начали обвинять Энди в причастности к этой трагедии, откровенно упрекая, что он превратил «Фабрику» в отвратительный притон, и спокойно наблюдал, как люди с удовольствием разрушают самих себя.

Странные очки, растрепанные «серебряные» волосы, тельняшка: однажды этот человек навсегда изменил мир
Странные очки, растрепанные «серебряные» волосы, тельняшка: однажды этот человек навсегда изменил мир

«Я хочу умереть в джинсах!»

«Если бы я мог создать нечто, изобрести что-то напоминающее джинсы, что-нибудь такое же массовое и безумно популярное, чтобы меня навсегда запомнили… Вы слышите, я хочу умереть в джинсах!», - говорил Уорхол совершенно серьезно. Но ему удалось изобрести нечто большее…

Энди Уорхол создал массовый фетиш на основе культуры потребления. Человек, превративший гипермаркет в галерею, а банку супа – в предмет поклонения, может быть как гением, так и отличным коммерсантом, и даже жуликом, нацеленным лишь на прибыль и всеобщее признание, набрасывающим волшебную вуаль вычурного современного искусства на наивные лица своих безумных поклонников. Ведь каждый из них хотел прикоснуться к сладкой «американской мечте». И он дал им то, чего они так ждали. До него это не смог сделать никто. А после Уорхола пытаться повторить подобный успех на том же поприще – идиотизм…

Третья пуля Валери Соланас прошла через пищевод, печень, легкие и селезенку. Полторы минуты Уорхол был в коме. Сердце остановилось, затем снова стало биться. Так начиналась вторая жизнь художника.

Поначалу он много шутил, купил бронежилет, говорил, что теперь из-за своих шрамов стал похож на платье от Dior, стал открыто посещать церковь по воскресеньям. Равнодушное лицо, седые парики, молчаливость, улыбка вместо слов – Уорхол изменился, но не потерял интереса к творчеству, продолжал работать и выдумывать новые подходы к дизайну. Он очень любил удивлять.

Скончался Андрей Варгола в 87 году от остановки сердца, во сне. Похоронен в родном Питтсбурге.

Многие считают его великим «отцом поп-арта», странным типом с необузданными амбициями и культовым художником, а кто-то – махинатором и дилетантом… Но Энди было все равно, что о нем думаю другие. Он все и так знал. И у него всегда на все был один ответ: «Ну и что?».