«Бесплатный сыр» дорого обходится или почему за музыку нужно платить

«Бесплатный сыр» дорого обходится или почему за музыку нужно платить


«Даром только птички поют»

Федор Иванович Шаляпин

Именно пиратство сильно препятствует развитию отечественной музыкальной индустрии
Именно пиратство сильно препятствует развитию отечественной музыкальной индустрии

Хочется начать с того, что идея создания данной статьи родилась у нас еще в начале этого года. Да все, как-то, «руки не доходили» воплотить ее в жизнь. Мы и понятия не имели, что вопросы о покупке музыки в интернете и о пиратстве в сети станут снова настолько актуальными и вопиющими, что о них заговорит весь Рунет.

Уже многие выразили свое мнение о недавних планах принятия антипиратских законопроектов Госдумой, что в дальнейшем повлекло за собой удаление аудиофайлов из известной всем соцсети. Но это, на наш взгляд, только верхушка огромного айсберга. Настоящая проблема серьезнее и значительно глубже.

Настало время и Soul’s Sound поговорить об этом, рассказать о своей позиции касательно данного вопроса. И мы не ищем в этом выгоды. Мы не ждем каких-либо откликов единомыслия (но будем рады, если они появятся), зная, что 90% пользователей невероятно возмущены, 7% - молчат, и только 3% - довольны всем происходящим. Нам важно, чтобы вы понимали, что мы хотим лишь расставить все по своим местам…

Банальное оправдание воровства

Вы покупаете одежду, технику и бензин? А еду? За исключением нарушителей закона все мы платим за то, что приобретаем, чем пользуемся. Это правильно и нормально для цивилизованного человека. Мы при этом подчиняемся не только федеральному закону, но и закону собственной совести. Так, вот и покупка музыки тоже норма. Ведь, она является интеллектуальной собственностью автора, и он вправе получить за свой труд вознаграждение, так же, как и все, кто предлагает свой продукт, будь то килограмм сочных яблок, профессиональная фотография или написанная песня. Да, здесь речь идет о культуре покупки.

О последствиях, муках совести и о потере денег

В силу до сих пор широко распространенной пиратской деятельности в русском сегменте интернета, базирующейся на незаконном распространении музыкальных произведений, отечественные музыканты ежегодно теряют гонорары в размере 70 миллионов долларов. По словам представителей Национальной Федерации индустрии музыки, из-за нелегального распространения чужой интеллектуальной собственности в сети, пиратам достается огромный куш – порядка 120 миллионов долларов. При этом авторы и исполнители теряют не меньше 50% своих честно заработанных доходов. И, зная, учитывая это, многие не только не страдают муками совести, но и, ежедневно скачивая пиратские песни, продолжают упорно считать, что этим они выражают горячую любовь к музыкантам…

«Музыка принадлежит всем!», «Почему я должен платить за то, за что раньше не платил?!», «Нас обкрадывает собственное государство!»: все эти фразы – банальное оправдание воровства и алчное стремление, извините, к «халяве». Все мы этим грешим порой, но есть же предел…

Почему мы обижаемся, когда над нашей страной смеются или зло шутят по поводу менталитета россиян? Если в отличие от жителей Европы и США у многих из нас совершенно отсутствует понимание того, что интеллектуальный труд требует оплаты. Представьте, что вы приходите на работу, и руководство говорит вам, что больше вы заработную плату получать не будете, объясняя свое решение тем, что результаты вашего труда теперь принадлежат всем, и лично вы теперь не имеете к ним никакого отношения. Отдавайте свои умения даром! Абсурд, правда? В такой ситуации вы бы просто написали заявления об уходе и распрощались бы с этой организацией раз и навсегда. Ну, вот и с «бесплатной музыкой» то же самое. Нет ни одного музыканта, который не хотел бы жить хорошо за счет своей деятельности. Они не феи, им нужно есть.

Вывод один - за все надо платить (как бы мы не отпирались от этого, и какими бы отговорками себя бы не защищали), даже если мы живем в стране, где часто воровство выступает синонимом свободы, нормы и благополучия.

Нет повода для грусти – есть альтернатива

Покупка музыки – это не роскошь или вынужденная мера, а цивилизованная норма
Покупка музыки – это не роскошь или вынужденная мера, а цивилизованная норма

Люди, которые ничего не хотят слышать о мерах устранения пиратства, о законах, благодаря которым музыканты, наконец-то, смогут получать положенные им гонорары, совершают ошибку. А те, кто думает, что хорошие, по-настоящему, талантливые группы и исполнители сами желают отдавать свой продукт народу безвозмездно, чем-то напоминают маленьких детей, которые, услышав то, что им не нравится или то, что они не понимают, предпочитают просто закрыть ушки ручками и мотать головой… Давайте уже начнем жить, как взрослые люди, осознающие все последствия пиратства в музыкальной индустрии!

Лицензионная музыкальная продукция стоит дорого? Это чушь! Чтобы не быть голословными приведем реальные примеры.

Совсем недавно в России вышел лицензионный CD Black Sabbath «13». Это их новый студийный альбом. Стоимость его на данный момент составляет 270 рублей. А чтобы легально скачать его в «цифре» с официальных ресурсов, нужно отдать около 199 рублей.

Возьмем релиз «Аквариума» на CD - «Наша жизнь с точки зрения деревьев» в упрощенном оформлении: он стоит 170 рублей. И это лишь несколько отдельно взятых примеров, демонстрирующих то, что покупка музыки – это не всегда дорого.

С винилом ситуация немного иная. Хотя, большинство импортных релизов стоят не дороже 1000 рублей. Но прослушивание пластинок – уже другой «уровень». Это занятие для истинных ценителей – аудиофилов, которые владеют хорошей аудиосистемой, знают все тонкости. В общем, винил предназначен для поклонников не цифрового, а именно аналогового звука, готовых отдавать деньги за весьма дорогие «игрушки», потому что они приносят им большую радость. Но сейчас не об этом…

Для пользователей, которые уже давно отнесли на помойку свои CD-проигрыватели, и предпочли громоздкой технике практически невесомые MP3-плееры, есть масса вариантов, позволяющих насладиться любимой музыкой, не нарушая закон и не «бросая деньги на ветер»:

  • онлайн-магазины и приложения, реализующие «цифровой» музыкальный продукт;
  • сервисы, предназначенные для прослушивания музыки, в том числе и для бесплатного воспроизведения песен;
  • открытые интернет-ресурсы, требующие в качестве оплаты за прослушивание лишь просмотр рекламы.

Да, сейчас слушать музыку бесплатно можно на многих интернет-площадках. Это хорошо. Прослушать одну песню и перейти к другой, не скачивая и не распространяя ее по «глобальной паутине». А если пользователь захочет приобрести эту композицию, то необходимо заплатить за нее, и, положив в копилку своего жесткого диска, сколько угодно наслаждаться любимой записью. Тут все просто. Как однажды сказал великий русский исполнитель, Федор Иванович Шаляпин: «Даром только птички поют». И был прав!

Игра по правилам: все к лучшему

Когда антипиратский закон вступит в свои права, мы все лишь выиграем от этого. Судите сами, сейчас цена любой музыкальной продукции – это суммарная стоимость материала, необходимого для производства товара, цена самого процесса производства (от разработки дизайна обложки до «нарезки» компакт-дисков) и отчисления лейблу (или издательству) за тиражирование. Так вот, тиражи музыкальной продукции в России по сравнению с ее тиражами в европейских государствах, мягко говоря, невелики. Отсюда часто и более высокая стоимость продукции. И причина тому – пиратство. Лейблам нет смысла выпускать альбом артиста большим (скорее нормальным) тиражом, пока люди ориентированы лишь на скачивание и «халявное» прослушивание музыки в «социалках». Поэтому эффективная борьба с нелегальным, бесплатным использованием музыки и повышение культуры пользователей в целом позволят увеличивать тиражи, что естественным образом приведет к значительному снижению цен на данную продукцию.

О частице «БЫ»: все зависит от нас самих

Подводя итог сегодняшней темы, будем с вами откровенны. Принятие антипиратских законов - это вынужденная директива, довольно грубая и категоричная. Но эта ситуация не возникла бы, если бы пользователи Рунета умели правильно относиться к авторским правам, уважать интеллектуальную собственность, творчество музыкантов и самих себя. Почему-то на ум сейчас приходят слова Антона Павловича Чехова о собственных произведениях. Суть их заключается в следующем: писатель признается в том, что он никогда не стремился заставить читателя смеяться или, напротив, плакать. Чехов только хотел показать, насколько плохо и неправильно живут люди. И, действительно, лишь честно заглянув вглубь себя и ужаснувшись увиденному, мы приобретаем шанс что-то изменить…

Мы искренне надеемся, что когда-нибудь, в будущем у нас не будет повода снова поднимать этот вопрос, который мы обсуждали сегодня. Очень надеемся.