«Всю хорошую музыку уже давно написали такие парни в париках…и с прочими прибамбасами»
Frank Zappa, музыкант
А вы знали, что история электронной музыки уходит своими корнями приблизительно в конец XIX века? Это действительно так. Вот наглядный пример: с 1898 по 1912 год Тадеуш Кахилл (американский изобретатель) усердно работал над созданием необычного электромеханического инструмента – телармониума, который должен был воспроизводить кардинально новый, «электронный» звук. Он состоял как из механических деталей, так и из электронных. Но, увы, эта попытка не увенчалась успехом. Комиссия не позволила запатентовать инструмент из-за его огромных габаритов: он весил около 200 тонн и занимал площадь в 18 м2. Но этот «монстр» звука стал точкой отсчета, первым шагом в поисках нового и современного звучания, которого мир прежде не слышал.
Электронная музыка является очень широким музыкальным жанром. Она подразумевает использование электронных технологий, программ и инструментов. Самый чистый электронный саунд получают, используя синтезаторы, терменвоксы и, конечно же, компьютер. Казалось бы, это абсолютно «мертвый» звук, но при этом он привлекает нас своей игрой, футуристичностью и своей особой, холодной красотой. Существует мнение, что за электронным звуком – будущее.
Новая эстетика
1911 год знаменует такое событие, как появление «Технического манифеста музыки будущего», созданного известным музыковедом Италии - Balilla Pratella. В этом документе он описывает идеи и векторы, по которым должна развиваться музыка в дальнейшем, «добавив в нее машинного, «электрического» звучания, которым полна наша жизнь».
В 1927 году американский ученый О’Нилл изобретает прибор, в котором впервые используется магнитная лента. Это стало сенсацией! Процесс звукозаписи выходит на новый уровень. А в 29-м году Джозеф Шилингер пишет необыкновенную по красоте сюиту для электронного инструмента - терменвокса с оркестром под названием «First Airphonic Suite».
Но настоящий прорыв случился в 50-е годы ХХ века…
Германия. 1953 год. Немецкий композитор, теоретик и дирижер Карлхайнц Штокхаузен решил всерьез поэкспериментировать с электронным звуком в рамках академической и конкретной музыки. Он начал заниматься разработкой новых технологий звучания в Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik на Западно-Германском Радио.
Это человек стал новатором, внедряя электронный звук (в привычном, современном понимании этого слова) в инструментальные композиции. Он стал лидером музыкального авангарда ХХ столетия.
За свою карьеру Карлхайнц Штокхаузен создал около 350-ти оригинальных музыкальных произведений, которые и сейчас находят свое отражение в работах таких известных коллективов, к примеру, как KRAFTWERK THE MAN MACHINE.
Концентрат синтетического звука
|
Kraftwerk – пионеры электронной музыки
|
Итак, с 50-х годов электронная музыка активно видоизменялась, принимая все более необычные и оригинальные формы звучания. Но как автономное направление, электронная музыка стала восприниматься публикой на рубеже 60-х-70-х годов ушедшего столетия. Этому способствовало творчество таких исполнителей и групп, как Organisation, Popol Vuh, Kraftwerk и Tangerine Dream. В последствии эти коллективы стали пионерами этого музыкального направления.
Полагаясь на базовые идеи психоделического рока, спейс-рока и авангарда в академическом стиле от Яниса Ксенакиса и Карлхайнца Штокхаузена, вышеперечисленные музыканты начали экспериментировать с так называемыми звуковыми коллажами. Что это? Корневая мысль таких композиций заключалась в использовании «чистой» электроники в качестве основного выразительного средства, способного проецировать в воображении сюрреалистические образы. Для этого активно использовались электроорганы, чуть позднее – синтезаторы.
В 1974 году Hans-Joachim Roedelius и Dieter Moebius из дуэта Cluster совместно с Michael Rother (основателем культовой электронной группы Neu!) создали два альбома под новым именем Harmonia: Harmonia De Luxe и Musik von Harmonia.
Помимо этого, в 1975 году группа Harmonia записывает альбом с участием Брайана Ино, который оставался неизданным вплоть до 1997 года. Композиции данной записи соответствовали такому направлению электронной музыки, как эмбиент. Этот жанр базировался на различных модуляциях тембра звука – обволакивающий, фоновый, атмосферный саунд.
Представленные немецкие электронные краут-рок-группы в значительной степени повлияли на звучание актуальной электронной музыки, а также на техно-саунд. Но это еще далеко не все…
«Вестники моды» на синти-поп
|
Британская группа Depeche Mode, возникшая в прошлом веке, и по сей день безумно популярна
|
Конец 70-х годов ХХ века знаменует Новая волна – направление, которое лишь упрочивает влияние «холодного» электронного звука на музыку в целом. Появляются такие жанры, как дэнс-рок и синти-поп. Ярчайшим представителем последнего является британская группа Depeche Mode, которая образовалась в 1980 году.
По словам Мартина Гора (одного из солистов коллектива Depeche Mode) новый альбом Delta Machine стал истинным воплощением современного звука. В своем интервью он подчеркивает уникальность записи: «Альбом рождался иначе, чем прежние наши работы. Я думаю, что в нем присутствует некая магия звука. Необычное звучание композиций перевернуло наше представление о собственных возможностях. Оно показало новые грани привычных вещей. Теперь мы хотим поделиться этими чувствами со всеми».
Эти парни создали уникальную нишу, взяв за основу свой собственный стиль. Благодаря инновационному использованию семплирования и новой техники звукозаписи, Depeche Mode до сих пор занимают лидирующие позиции в мировых чартах. К примеру, их 13-ый студийный альбом Delta Machine стал настоящим подарком поклонникам хорошей электронной музыки. Критики отмечают его, как один из лучших за карьеру коллектива.
Эта группа оказала огромное влияние на развитие электронной и современной танцевальной (клубной) музыки, в том числе и на синти-поп. Надеемся, что эти ребята из Великобритании будут и дальше радовать нас своими стильными работами.
Пионеры трип-хопа
В начале 90-х годов в Великобритании появляется такой жанр «электроники», как трип-хоп. Он быстро распространяется по всеми миру, и находит в каждом уголке земного шара своих поклонников.
Кстати термин «трип-хоп» был впервые упомянут в СМИ Британии в качестве определения интересного музыкального шейка – джаза, рока, авангардного хип-хопа и соула. Пионеры этого стиля – коллективы Portishead и Massive Attack. А теперь немного подробнее…
Massive Attack – легендарная группа из Бристоля (Британия), сформировавшаяся в 1988 году. Электронный саунд этого поистине оригинального коллектива представляет собой смесь хип-хопа, рэгги, рока, джаза и соула. Они талантливы и уникальны, о чем свидетельствует их мировая популярность и востребованность с начала творческого пути и по сей день. Коллектив создает великолепные музыкальные решения в виде синтеза электронной и инструментальной музыки, что можно услышать, к примеру, в их втором студийном альбоме под названием Protection, который был записан в 1994 году.
«Чудо» рейва
Начало 90-х: привет, рейв! И снова Британия рождает новый уникальный стиль – рейв. Это массовый феномен, впервые возникший в 1988 году. Громадные ночные скопления танцующих людей под открытым небом – Open air. Говоря об этом явлении, невозможно не упомянуть уже ставшую культовой британскую группу The Prodigy (в переводе с английского это название означает чудо, дарование). Именно под их композиции происходили самые мощные «отрывы» в Европе, в США, а чуть позднее и в нашей стране (к примеру «Гагарин-пати» и «Мобиле», состоявшиеся в столице в 91 и 92 годах). The Prodigy – это настоящий сгусток энергии!
На данный момент в мире продано порядка 25 000 000 экземпляров их записей. Их альбом Music for the Jilted Generation вывел коллектив на новый уровень. Брейкбитовое жесткое звучание, совмещенное с четким хип-хопом, а также с саундом таких направлений, как харкор, эйсид и джаз вызвали целую бурю эмоций не только среди слушателей, но и у музыкальных критиков. Эта запись занимала первые места в мировых чартах и даже получила статус платинового альбома.
Это будет продолжаться!
Электронная музыка будет развиваться и дальше. Уже сейчас существует масса новых электронных стилей - drum and bass, dubstep, garage, джангл, брейкбит и многие многие другие. В будущем мы расскажем вам и о них, об их специфике, истории и, конечно, же об именах, ведь электронная музыка – это тема, которая всегда будет актуальна.