Классическая музыка: ХХ век

Классическая музыка: ХХ век


«Современные трубадуры используют не мандолины, а автомобильные гудки»

Игорь Стравинский

ХХ век принес много нововведений и свежих технологий, преобразивших мир. Музыка, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, также претерпела различные изменения. И классическая музыка 20 века не стала исключением. Композиторы и исполнители, оставив в прошлом прежние музыкальные правила, нашли новые грани звучания, смелые темы, а также кардинально новые способы их выражения.

Сын торговца сахаром: австрийская история одного таланта

В жаркий июльский день 1860 года в небольшой деревеньке Калиште (местечко в Чешской Богемии, которая на тот момент являлась частью Австрийской империи) появился на свет будущий гений, выдающийся австрийский композитор – Густав Малер.

Семья Малер (глава которой занимался продажей сахара и домашней выпечки, а мать происходила из семьи владельца небольшого завода по изготовлению мыла) принадлежала к немецкоязычному еврейскому меньшинству. Поэтому рано возникшее чувство изгнанничества, ставшее спутником творчества будущего композитора, во многом повлияло на его произведения.

Закончив в 1875 году Венскую консерваторию, Малер создает свои первые четыре симфонии из знаменитого цикла Lieder eines fahrenden Gesellen («Песни странствующего подмастерья»), а также множество сборников песен, среди которых можно выделить Des Knaben Wunderhorn («Волшебный рог мальчика»).

Густав Малер сыграл большую роль, связав воедино поздний австро-германский романтизм XIX века и развивающийся модернизм начала XX века. Но при этом истинная популярность пришла к его творениям лишь посмертно.

Позднее Малер сочиняет триптих из инструментальных симфоний, песен на стихи Рюккерта и Kindertotenlieder («Песни об умерших детях»). К этому времени Густав Малер уже полностью отказался от описательных названий и стандартных симфонических программ. Он всегда стремился писать «чистую», «абсолютную» музыку.

Основной отличительной чертой музыки Малера было гармоничное соединение симфонической и песенной формы в единое целое. Композитор полагал, что «симфония - это необъятный мир. Она должна охватывать все!». Следуя своим убеждениям, Малер в свои произведения включал различные звуковые материалы: звон колокольчиков, пение птиц, звуки горна и даже уличные шумы. Это было революционным новшеством в классической музыке! Малер стал основоположником многих новых решений в музыке ХХ века. Доказательством этому служит его Symphony 10, которая поражает своей многогранностью.

В конце своей жизни Густав Малер пишет знаменитую Das Lied von der Erde («Песнь о земле».) Произведение выражают сокровенные, личные переживания композитора накануне смерти. Это прослеживается в конце каждого сочинения за счет стихания звука в музыкальных композициях, что символизирует смирение и принятие данности.

Спустя практически пол века после смерти великого австрийского композитора в 1955 году было организовано Международное общество имени Густава Малера в память о его творениях и восхитительном творчестве.

«Мою музыку лучше всего понимают животные и дети»

Игорь Стравинский – выдающийся композитор ХХ века
Игорь Стравинский – выдающийся композитор ХХ века

Эти слова принадлежат гениальному русскому пианисту, композитору и дирижеру Игорю Федоровичу Стравинскому. Они прекрасно отражают его отношение к своим произведениям – гениальность в простоте. Иными словами, все его работы несли в себе открытость, эмоциональность и искренность, которые были всегда понятны слушателям, независимо от пола, возраста и социального положения.

Стравинский родился в 1882 году в Санкт-Петербургской губернии. С девяти лет он начинает брать частные уроки фортепиано, а в 19 (уже после окончания гимназии Гуревича), по решению родителей, поступает на факультет юриспруденции Санкт-Петербургского Императорского университета. Несмотря на это, Игорь Стравинский продолжает настойчиво изучать музыкальные дисциплины самостоятельно. Немного позднее композитор снова начинает брать уроки. Занятия проводит Римский-Корсаков. Это была единственная композиторская школа Игоря Стравинского. Но именно благодаря ей великий композитор овладел профессией в совершенстве.

В 10-х годах ХХ века под руководством Римского-Корсакова Стравинский пишет первые сочинения – сонату и скерцо для фортепиано, а также сюиту «Фавн и пастушка» для голоса с оркестром.

Сергей Дягилев, присутствовавший на премьере этих композиций, очень высоко оценил работы молодого и безмерно талантливого композитора. Чуть позднее Дягилев предложил композитору написать балет для его постановки в Париже. Их совместное творчество подарило жизнь трем легендарным балетам: «Петрушка», «Жар-птица» и «Весна священная».

Среди его сочинений эксперты в области академической музыки ХХ века выделяют оперу «Соловей» по известному произведению Андерсена, а также оперу «История солдата».

В 1924 году композитор дебютирует как пианист. Делает это весьма успешно. После этого в его карьере наступает период, знаменованный написанием концертов. «Персефона» - яркий тому пример. Приблизительно в тот же период он решает принять французское гражданство и отражает свои глубокие переживания, связанные с этим событием, в автобиографической книге «Хроника моей жизни».

С середины 30-х годов Игорь Стравинский активно дает гастроли в США. И это снова влечет за собой успех – в «Метрополитен-опера» был поставлен его невероятно живой и яркий балет «Игра в карты», а год спустя он был приглашен читать курс лекций о музыке в Гарвардский университет.

Апофеозом грандиозного и мощного творчества Игоря Стравинского в 1966 году стал Requiem Canticles (Реквием) для баса соло и контральто, оркестра и хора. В процессе работы над этим произведением композитор рассказывает друзьям: «Я сочиняю шедевр своих последних лет…». Это о многом говорит.

Скончался великий композитор в апреле 1971 года от заболевания, именуемого сердечной недостаточностью. Похоронен в Венеции рядом со своей любимой супругой Верой (недалеко от могилы Дягилева).

Человек - новатор

Речь идет о Эдгаре Варезе - французско-американском композиторе, который является одним из пионеров конкретной (всплывающая подсказка: вид академической электронной музыки, которая включает совокупность природных звуков и шумов), а также электронной музыки. Казалось бы, классическая музыка подразумевает академичность и никак не может пересекаться с современными направлениями, занимая определенную, автономную нишу. Но это неверное суждение. Классическая музыка ХХ века – это новый виток в исторической спирали, который сломал привычные представления и стереотипы. Одним из новаторов этого направления стал Варезе, создавая классическую музыку, повлиявшую в дальнейшем и на звучание современных рок-композиций.

Варез прошел обучение музыкальным дисциплинам в парижской Schola Cantorum, в Туринской консерватории, а также в Парижской консерватории. Среди его учителей были Шарль Видор, Альбер Руссель и Венсан д’Энди. По словам самого композитора, в юности на его творчество повлияли произведения Дебюсси. Любовь к его работам отразилась во многих произведениях Эдгара Вареза.

Интересные факты

Кстати, на творчество такого эксцентричного музыканта, каким являлся Фрэнк Заппа, оказала большое влияние музыка Вареза. В день своего пятнадцатилетия юный Фрэнк решился позвонить своему кумиру Эдгару Варезу. Это был оригинальный подарок родителей на его день рождения. Композитор в то время находился в Европе, и беседа не состоялась. Но просьбу пятнадцатилетнего юноши лично поговорить с маэстро своему супругу передала жена композитора и вскоре Варез написал Заппе письмо. В нем композитор поблагодарил Фрэнка за интерес к своему авангардному творчеству и даже рассказал о некоторых своих планах. Варез также пригласил Фрэнка посетить свой концерт в Нью-Йорке. Встреча так и не состоялась, но это письмо Заппа хранил всю свою жизнь и считал, что оно приносило ему счастье.

Немного позднее Варез стал работать в Берлине под творческим покровительством самого Штрауса. Именно по его рекомендации от 15 декабря 1910 года состоялась премьера симфонического произведения, ошеломляющей поэмы Эдгара Вареза под названием «Бургундия», которая в дальнейшем была уничтожена по неизвестным причинам.

В 1915 году композитор перебрался в Нью-Йорк, где сблизился с Марселем Дюшаном. В 1921 году на свет появилась его легендарная работа «Америки» - это произведение, написанное им в авангардном стиле.

В 1936 в карьере композитора наступил кризис. Вплоть до 1954 года им не было закончено ни одно произведение. Но в 54 году молчание, наконец-то, было прервано ярчайшим по своей выразительности произведением «Пустыни». В нем впервые используется магнитная лента. Эксперименты продолжались и уже в 1958 году, на Всемирной Брюссельской выставке им была исполнена «Электронная поэма» с использованием 300 динамиков.

Таким образом, своими новаторскими внедрениями в классическую музыку, Эдгар Варез запустил интересный механизм развития музыки в целом. Это коснулось рок- и поп-культуры. Например, в альбоме Finer Moments Фрэнка Заппы можно услышать музыкальные решения и нотки, навеянные творчеством Вареза. Не удивительно, ведь Заппа являлся горячим поклонником этого необыкновенного композитора, о чем часто упоминал в интервью.

Авангард классической музыки: влияния

Карлхайнц Штокхаузен – человек, взглянувший по-новому на классическую музыку
Карлхайнц Штокхаузен – человек, взглянувший по-новому на классическую музыку

Вот мы и подошли к невероятно смелому музыкальному новатору второй половины ХХ века – немецкому композитору, теоретику и дирижеру Карлхайнцу Штокхаузену. Он стал лидером музыкального авангарда ХХ столетия.

Композитор родился в 1928 году в Медрате близ Кельна в семье учителей. Он с отличием окончил Кельнскую Высшую школу музыки. Кроме этого Карлхайнц Штокхаузен изучал германистику, музыковедение и философию в университете.

С 1952 начал свое обучение в Париже и параллельно работал в Cтудии конкретной музыки GRMC, основанной Пьером Шеффером. А уже в 1953 стал заниматься электронной музыкой в Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik на Западно-Германском Радио.

Этот человек является автором порядка 350-ти оригинальных музыкальных произведений, которые нашли свое отражение в работах таких известных рок-коллективов, как KRAFTWERK (альбом AUTOBAHN), Сluster и Нarmonia. Его творения и по сей день радуют поклонников музыки своим уникальным звучанием, в чем вы можете убедиться сами, прослушав работы Карлхайнца Штокхаузена.

Вместо заключения

Классика может быть интересной. Если вы понимаете под классической музыкой ХХ века лишь звучание скрипок и арф, и вам представляются оркестры со стройными рядами музыкантов – вы ошибаетесь. Академическая музыка 20 столетия – это нечто большее! Это вечный поиск новых граней и реализация самых смелых идей. Это яркие личности, имена и культовые произведения, пронизанные духом времени… времени, когда новаторство стало основой.