Вымыслы и истины звукозаписи: от истоков к современности

Вымыслы и истины звукозаписи: от истоков к современности


«Помни, что для поисков истины время всегда благоприятно»

Будда

Правильной настройкой проигрывателя можно исправить многие звуковые дефекты носителя

Правильной настройкой проигрывателя можно исправить многие звуковые дефекты носителя

Листая журналы 30-летней давности, посвященные звукозаписи и акустике, ненароком подмечаешь сходство и с ныне актуальными темами у аудифилов и меломанов: сравнения, тесты, гиды по настройкам, полезная информация о виниловых пластинках, специфика и составляющие - будто и не проходило этих 30-ти с лишним лет.

Друзья, мы не перестаем наслаждаться осознанием того, что застали-таки новый всплеск интереса к грампластинкам - пору винилового ренессанса. Начиная, где-то, с 2005-2007 года в полку ценителей и «понимателей» всей прелести аналогового звука прибыло и прибыло значительно. Это не может не радовать.

Стремительный рост популярности альтернативных источников информации, а конкретнее - винила, привлек внимание огромной аудитории любителей музыки. Опытные виниломаны знают многое о звукозаписи и «древней» и современной в частности, но, что касается молодого поколения, так сказать, «вновь прибывших», то у них в рамках понимания нюансов звукозаписи, имеются заблуждения и субъективные домыслы. Это нормально, ведь знать обо всем и сразу невозможно. Вот поэтому сегодня мы решили создать материал, который нацелен помочь новичкам разобраться в особенностях, тонкостях грамзаписи как прежних лет, так и современной, минуя вымыслы и мифы. Только истины, только хардкор!

Величины прошлого

Технические параметры звуковоспроизведения не так давно ушедшего столетия - какие они были?

Ну, вот, к примеру, в конце 70-х, характеристики воспроизведения саунда даже с учетом нынешних мерок и ориентиров, были очень неплохими: для головок звукоснимателей 10Гц-50кГц и для виниловых пластинок 10Гц-20кГц.

Кстати, коэффициент детонации различных проигрывателей тоже был отличным. Можно было встретить множество простых в техническом исполнении моделей проигрывателей, которые показывали прекрасные звуковые результаты, котирующиеся и по сей день.

Что касается соотношения сигнал-шум или как говорят, эксперты, сигнал-рокот для виниловых проигрывателей с разными типами приводов, то оно уже давно стало превышать порог слышимости. Соотношение сигнала-рокот для самого винила составляет уже порядка 60 дБ.

Едем дальше…

Винил винилом, но вот, что происходило с цифровой звукозаписью? Как на счет компакт-дисков?

Сама технология записи звука и процедура воспроизведения конкретно цифровой информации - это искусственный и, если хотите, автоматический метод создания тех или иных последовательностей «нуликов и единичек», записываемых на поверхности любого CD в виде углублений лишь 2-х типов.

Звукозапись и «цифра»

Цифровая запись звука позволяет не только упрощать процедуру его воспроизведения (вставил диск и готово), но и дает возможность в производственном смысле легко исправлять погрешности записи, а также осуществлять матрицирование используемого носителя. Все это естественно делается только электронным путем с использованием программирования и математических методов кодировки звуковой информации.

Аналоговый способ записи звука (особенно это касается механической грамзаписи) в отличие от цифрового метода, нуждается в применении формы носителя информации.

Именно поэтому, помимо наличия, как уже выяснилось, неизбежных искажений в аналоговой звукозаписи, производители проигрывателей виниловых пластинок вынуждены применять различные технические хитрости, чтобы просто сократить число искажений, которые обусловлены даже формой самого аналогового носителя…

Правда об искажениях аналогового звука: что на это влияет?

От соответствия формы и размера стилуса бороздке пластинки зависит качество звука

От соответствия формы и размера стилуса бороздке пластинки зависит качество звука

Во-первых, существует несколько типов деформации поверхности виниловой пластинки в процессе производства, а также при несоответственном хранении и уходе. Случается, что некоторые участки винила как бы приподнимаются или опускаются относительно ровного, горизонтального уровня. Такая деформация обуславливает эффект так называемого «плавающего» звука - Wow and Flutter (на частотах 0,5Гц-10 Гц).

Во-вторых, может быть нарушено значение эксцентриситета. Эта погрешность допускается, как правило, при производстве винила. Она приводит к сильному изменению скорости считываемой звуковой информации по синусоидальному типу с частотой 0,55 Гц (речь скорее о 33 об/мин). Это можно исправить при помощи тонких настроек. Есть решения, позволяющие откорректировать скорость вращения диска винилового проигрывателя в соответствии с точным уровнем отклонения головки звукоснимателя (влево или вправо от центра вращения самого диска).

В-третьих, тщательно следите за таким контактом, как пластинка-стилус (игла). Несоответствие формы острия стилуса (или его размера) и кромки виниловой пластинки, часто провоцируют появление нечетных или даже четных гармоник воспроизводимого звукового сигнала. А это, в свою очередь, приводит к искажениям саунда нелинейного типа, уже явно ощущаемым человеческим ухом.

Без шансов, без вариантов…без техиздержек

Касательно дефектов, влияющих на искажение звука, можно сказать, что пластинки, записанные в Европе или, например, в Японии, в годах 80-х, являются эталоном. Да, осмелимся, пожалуй, объявить их идеалом аналогового носителя. Дело в том, что этот импортный винил (который, кстати, сейчас днем с огнем не сыщешь, остался разве что у коллекционеров...) является продуктом высокого качества и результатом кропотливого труда настоящих профи своего дела. Запись, редактирование, монтаж, мастеринг, микширование - каждый этап осуществлялся мастерами на ура. Лучшие экземпляры таких вот грампластинок обладали интегральным коэффициентом детонации - 0,25%. А это уже о многом говорит. Сейчас такого уровня производства уже практически нигде не встретишь…

Роль звукоснимателя и еще кое-что…

Звукосниматель - это одна из основ воспроизведения звука. И частотные параметры, разделение между каналами, функция следования, выходные напряжения, и, конечно же, гибкость подвижной системы - это все теоретически и практически несомненно влияет на четкость и глубину звуковой картины. Но, как только иголка опускается в канавку носителя...

В общем, неправильный или не совсем «глубокий» контакт стилуса с бороздкой пластинки может приводить к сильным, «шумным» искажениям огибания. Такой процесс происходит по причине геометрических различий между стилусом головки звукоснимателя и резцом рекордера. Результат - фазовая модуляция, гул, шум, треск и другие мерзкие побочные звуковые эффекты.

Нелинейные искажения будут увеличиваться прямо пропорционально частоте воспроизводимого звука.

Пинч-эффект

Существует и такое. Пинч-эффект (вертикальное неконтролируемое перемещение иглодержателя) снижается при сокращении геометрических размеров иголки и ее малого радиуса.

Какой тонарм справится с проблемой и как?

Откроем тайну: тангенциальный пассивный тонарм короткого типа – не лучший вариант

Откроем тайну: тангенциальный пассивный тонарм короткого типа – не лучший вариант

С плаванием звука из-за различного рода дефектов пластинки (о которых говорилось выше в этой статье) могут справиться типовые поворотные 9-ти - 12-ти дюймовые тонармы, а также поворотные и тангенциальные с обратной связью по положению тонарма над виниловой пластинкой.

Но вот пассивные тангенциальные тонармы (особенно короткие) в этом помочь уже не смогут. Ведь они являются более жесткими по сравнению даже со стандартной гибкостью подвижной системы головки звукоснимателя. Проводки не дадут отследить правильное движение. Отсюда и возникает проблема.

Именно из-за этого проигрыватели с «коротколапыми» тонармами не очень по душе меломанам со стажем. Они знают, что от детали этого типа многого не добьешься.

Да, в аналоговой звукозаписи много разных сложных аспектов, от которых зависит качество саунда. Допустишь малейшую ошибку - и все - звук, как из ведра… Наверное, именно это заставляло великие умы думать и развивать технологии, чтобы в результате появились более простые носители, такие, например, как компакт-диск. Но виниловая пластинка до сих пор остается страстью множества людей. Пусть это увлечение требует сил, денег, знаний, экспериментов и поисков, все равно аналоговый звук - это нечто особенное. Ведь, вы понимаете, о чем мы…Правда?

Для тех, кто любит тестировать дома

А сейчас информация специально для тех, кто любит и умеет правильно тестировать звук и аудиосистему своими силами. Для максимально точного и верного анализа звучания профессионалы советуют следующие:

  1. Вам потребуется пластинка Чайковского «1812 год», изданная в начале 80-х годов ХХ века.
  2. Эта запись в соответствии с оригинальной партитурой включает в себя звук выстрела пушки (кстати, для создания релиза, действительно, было выбрано орудие, соответствующее периоду 1812 года).
  3. Практически в самом конце этой великолепной грамзаписи явно и детально слышим легендарный излом канавки в несколько миллиметров.
  4. Если ваш проигрыватель настроен верно, как и акустика и все ее составляющие, то хрусталь в вашей квартире обязательно дрогнет и даже скорей всего понесет некоторые потери во имя выдающегося качества звучания (учитывая это, будьте аккуратнее). Вот так.

Любите винил, ведь аналоговый звук несет в себе жизнь.