«Помни, что для поисков истины время всегда благоприятно»
Будда
Правильной настройкой проигрывателя можно исправить многие звуковые дефекты носителя
Листая журналы 30-летней давности, посвященные звукозаписи и акустике, ненароком подмечаешь сходство и с ныне актуальными темами у аудифилов и меломанов: сравнения, тесты, гиды по настройкам, полезная информация о виниловых пластинках, специфика и составляющие - будто и не проходило этих 30-ти с лишним лет.
Друзья, мы не перестаем наслаждаться осознанием того, что застали-таки новый всплеск интереса к грампластинкам - пору винилового ренессанса. Начиная, где-то, с 2005-2007 года в полку ценителей и «понимателей» всей прелести аналогового звука прибыло и прибыло значительно. Это не может не радовать.
Стремительный рост популярности альтернативных источников информации, а конкретнее - винила, привлек внимание огромной аудитории любителей музыки. Опытные виниломаны знают многое о звукозаписи и «древней» и современной в частности, но, что касается молодого поколения, так сказать, «вновь прибывших», то у них в рамках понимания нюансов звукозаписи, имеются заблуждения и субъективные домыслы. Это нормально, ведь знать обо всем и сразу невозможно. Вот поэтому сегодня мы решили создать материал, который нацелен помочь новичкам разобраться в особенностях, тонкостях грамзаписи как прежних лет, так и современной, минуя вымыслы и мифы. Только истины, только хардкор!
Величины прошлого
Технические параметры звуковоспроизведения не так давно ушедшего столетия - какие они были?
Ну, вот, к примеру, в конце 70-х, характеристики воспроизведения саунда даже с учетом нынешних мерок и ориентиров, были очень неплохими: для головок звукоснимателей 10Гц-50кГц и для виниловых пластинок 10Гц-20кГц.
Кстати, коэффициент детонации различных проигрывателей тоже был отличным. Можно было встретить множество простых в техническом исполнении моделей проигрывателей, которые показывали прекрасные звуковые результаты, котирующиеся и по сей день.
Что касается соотношения сигнал-шум или как говорят, эксперты, сигнал-рокот для виниловых проигрывателей с разными типами приводов, то оно уже давно стало превышать порог слышимости. Соотношение сигнала-рокот для самого винила составляет уже порядка 60 дБ.
Едем дальше…
Винил винилом, но вот, что происходило с цифровой звукозаписью? Как на счет компакт-дисков?
Сама технология записи звука и процедура воспроизведения конкретно цифровой информации - это искусственный и, если хотите, автоматический метод создания тех или иных последовательностей «нуликов и единичек», записываемых на поверхности любого CD в виде углублений лишь 2-х типов.
Звукозапись и «цифра»
Цифровая запись звука позволяет не только упрощать процедуру его воспроизведения (вставил диск и готово), но и дает возможность в производственном смысле легко исправлять погрешности записи, а также осуществлять матрицирование используемого носителя. Все это естественно делается только электронным путем с использованием программирования и математических методов кодировки звуковой информации.
Аналоговый способ записи звука (особенно это касается механической грамзаписи) в отличие от цифрового метода, нуждается в применении формы носителя информации.
Именно поэтому, помимо наличия, как уже выяснилось, неизбежных искажений в аналоговой звукозаписи, производители проигрывателей виниловых пластинок вынуждены применять различные технические хитрости, чтобы просто сократить число искажений, которые обусловлены даже формой самого аналогового носителя…
Правда об искажениях аналогового звука: что на это влияет?
От соответствия формы и размера стилуса бороздке пластинки зависит качество звука
Во-первых, существует несколько типов деформации поверхности виниловой пластинки в процессе производства, а также при несоответственном хранении и уходе. Случается, что некоторые участки винила как бы приподнимаются или опускаются относительно ровного, горизонтального уровня. Такая деформация обуславливает эффект так называемого «плавающего» звука - Wow and Flutter (на частотах 0,5Гц-10 Гц).
Во-вторых, может быть нарушено значение эксцентриситета. Эта погрешность допускается, как правило, при производстве винила. Она приводит к сильному изменению скорости считываемой звуковой информации по синусоидальному типу с частотой 0,55 Гц (речь скорее о 33 об/мин). Это можно исправить при помощи тонких настроек. Есть решения, позволяющие откорректировать скорость вращения диска винилового проигрывателя в соответствии с точным уровнем отклонения головки звукоснимателя (влево или вправо от центра вращения самого диска).
В-третьих, тщательно следите за таким контактом, как пластинка-стилус (игла). Несоответствие формы острия стилуса (или его размера) и кромки виниловой пластинки, часто провоцируют появление нечетных или даже четных гармоник воспроизводимого звукового сигнала. А это, в свою очередь, приводит к искажениям саунда нелинейного типа, уже явно ощущаемым человеческим ухом.
Без шансов, без вариантов…без техиздержек
Касательно дефектов, влияющих на искажение звука, можно сказать, что пластинки, записанные в Европе или, например, в Японии, в годах 80-х, являются эталоном. Да, осмелимся, пожалуй, объявить их идеалом аналогового носителя. Дело в том, что этот импортный винил (который, кстати, сейчас днем с огнем не сыщешь, остался разве что у коллекционеров...) является продуктом высокого качества и результатом кропотливого труда настоящих профи своего дела. Запись, редактирование, монтаж, мастеринг, микширование - каждый этап осуществлялся мастерами на ура. Лучшие экземпляры таких вот грампластинок обладали интегральным коэффициентом детонации - 0,25%. А это уже о многом говорит. Сейчас такого уровня производства уже практически нигде не встретишь…
Роль звукоснимателя и еще кое-что…
Звукосниматель - это одна из основ воспроизведения звука. И частотные параметры, разделение между каналами, функция следования, выходные напряжения, и, конечно же, гибкость подвижной системы - это все теоретически и практически несомненно влияет на четкость и глубину звуковой картины. Но, как только иголка опускается в канавку носителя...
В общем, неправильный или не совсем «глубокий» контакт стилуса с бороздкой пластинки может приводить к сильным, «шумным» искажениям огибания. Такой процесс происходит по причине геометрических различий между стилусом головки звукоснимателя и резцом рекордера. Результат - фазовая модуляция, гул, шум, треск и другие мерзкие побочные звуковые эффекты.
Нелинейные искажения будут увеличиваться прямо пропорционально частоте воспроизводимого звука.
Пинч-эффект
Существует и такое. Пинч-эффект (вертикальное неконтролируемое перемещение иглодержателя) снижается при сокращении геометрических размеров иголки и ее малого радиуса.
Какой тонарм справится с проблемой и как?
Откроем тайну: тангенциальный пассивный тонарм короткого типа – не лучший вариант
С плаванием звука из-за различного рода дефектов пластинки (о которых говорилось выше в этой статье) могут справиться типовые поворотные 9-ти - 12-ти дюймовые тонармы, а также поворотные и тангенциальные с обратной связью по положению тонарма над виниловой пластинкой.
Но вот пассивные тангенциальные тонармы (особенно короткие) в этом помочь уже не смогут. Ведь они являются более жесткими по сравнению даже со стандартной гибкостью подвижной системы головки звукоснимателя. Проводки не дадут отследить правильное движение. Отсюда и возникает проблема.
Именно из-за этого проигрыватели с «коротколапыми» тонармами не очень по душе меломанам со стажем. Они знают, что от детали этого типа многого не добьешься.
Да, в аналоговой звукозаписи много разных сложных аспектов, от которых зависит качество саунда. Допустишь малейшую ошибку - и все - звук, как из ведра… Наверное, именно это заставляло великие умы думать и развивать технологии, чтобы в результате появились более простые носители, такие, например, как компакт-диск. Но виниловая пластинка до сих пор остается страстью множества людей. Пусть это увлечение требует сил, денег, знаний, экспериментов и поисков, все равно аналоговый звук - это нечто особенное. Ведь, вы понимаете, о чем мы…Правда?
Для тех, кто любит тестировать дома
А сейчас информация специально для тех, кто любит и умеет правильно тестировать звук и аудиосистему своими силами. Для максимально точного и верного анализа звучания профессионалы советуют следующие:
- Вам потребуется пластинка Чайковского «1812 год», изданная в начале 80-х годов ХХ века.
- Эта запись в соответствии с оригинальной партитурой включает в себя звук выстрела пушки (кстати, для создания релиза, действительно, было выбрано орудие, соответствующее периоду 1812 года).
- Практически в самом конце этой великолепной грамзаписи явно и детально слышим легендарный излом канавки в несколько миллиметров.
- Если ваш проигрыватель настроен верно, как и акустика и все ее составляющие, то хрусталь в вашей квартире обязательно дрогнет и даже скорей всего понесет некоторые потери во имя выдающегося качества звучания (учитывая это, будьте аккуратнее). Вот так.
Любите винил, ведь аналоговый звук несет в себе жизнь.