MM или MC: выбираем и сравниваем головки звукоснимателя

MM или MC: выбираем и сравниваем головки звукоснимателя


У MC-головок много преимуществ. Но есть и большой минус – несъемная игла

У MC-головок много преимуществ. Но есть и большой минус – несъемная игла

Для многих любителей винила выбор головки звукоснимателя – это по-настоящему больной вопрос. Всем хочется приобрести оптимальный по качеству вариант в рамках небольшого бюджета. Не так ли? А возможно ли это? И что, действительно, лучше: головка звукоснимателя MM или MC? Что служит основным критерием выбора? И в чем между ними разница?

Начнем с азов (так будет правильнее, на наш взгляд), ведь кто-то из читателей, наверняка, является новичком в этой теме и впервые столкнулся с проблемой выбора головки звукоснимателя, с особенностями, спецификой, разновидностями и функциями этой детали проигрывателя.

Какова роль головки звукоснимателя?

Головка звукоснимателя преобразовывает модуляции звуковой канавки пластинки в электрический сигнал. То есть задача этой детали – превратить механическую энергию в электрическую и передать ее на громкоговоритель системы воспроизведения, который уже, в свою очередь, производит преобразование электросигнала в чистую энергию звуковых волн.

Составляющие звукоснимателя и принцип действия

Любой звукосниматель имеет иглу, иглодержатель, генерирующую систему и корпус, в котором все это и находится. Кстати, корпус служит защитой «начинки» от внешних воздействий и повреждений. Иголка, как правило, сделана из алмаза (только этот материал обеспечивает максимальную износостойкость и прочность иглы). Она закрепляется на специальном иглодержателе (он обычно расположен в нижней части корпуса и выглядит как маленький рычаг). Иголка двигается в разных направлениях в соответствии с модуляцией звуковой канавки. Ее движение с помощи иглодержателя передается генерирующей системе. Именно так механическая энергия преобразуется в электрический сигнал.

MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»

MM-головки звукоснимателя более демократичны по цене, но при этом они уступают в некоторых характеристиках своим МС-«собратьям»

MM (головки с подвижным магнитом) и MC (головки с подвижной катушкой): особенности и преимущества

MM-головки, как и MC-головки обладают рядом преимуществ: малой прижимной силой, широким диапазоном воспроизводимых частот, хорошим разделением между звуковыми стереоканалами, четким «огибанием» канавки виниловой пластинки и высокой гибкостью подвижной системы.

В звукоснимателях с подвижным магнитом (MM-головки) есть маленькие магниты, прикрепленные к иглодержателю. Они двигаются в неподвижной катушке, которая находится в самом корпусе звукоснимателя. Магнитное поле, образованное движением этих магнитов, создает в катушке электрическое напряжение. Это и есть будущий звуковой сигнал.

Такой же физический принцип присутствует и в работе звукоснимателей с подвижной катушкой (MC-головки). Но в этом случае магниты всегда остаются полностью неподвижными. Движение осуществляет только катушка. Такой тип звукоснимателей имеют меньшую движущуюся массу по сравнению с аналогами, обладающими подвижными магнитами. Данная особенность позволяет MC-головкам лучше, более подробно следовать по канавке носителя. К тому же эксперты утверждают, что головки звукоснимателя с подвижной катушкой обладают лучшей переходной характеристикой в отличие от MM-головок, потому что в движение приводится меньшая масса. В связи с этой особенностью MC-головки с движущейся катушкой могут наиболее четко и быстро отслеживать оперативные изменения сигнала, записанного на виниле.

Об этом нужно знать: минусы

MC-головки звукоснимателя с подвижной катушкой, как правило, имеют несменяемую иглу. Это их основной минус. Если игла становится неисправной, то вам придется менять весь звукосниматель на новый. Так же MC-головки обладают низкой чувствительностью по причине ограничения числа витков катушек. А их цена при этом значительно выше MM-головок, что тоже нельзя отнести к преимуществам. В MM-головках с подвижными магнитами в отличие от своего «собрата», напротив, иголка легко заменяется. И стоимость радует своей демократичностью. Но есть и минусы: использование магнита только с большой магнитной энергией, а также с небольшой массой с целью увеличения чувствительности самой головки и ее верхней граничной частоты. Из-за этого часто возникают нелинейные искажения (более заметные, чем у МС-головок).

На что обратить внимание при выборе головки звукоснимателя?

Если вы решили (или вынуждены) сменить головку звукоснимателя, то вам следует учитывать материал, из которого произведен иглодержатель, а также форму самой иглы.

Современный рынок предлагает большой выбор иголок:

  1. К недорогим и простым относят сферические или, как их еще называют, – конические иглы. Они выглядят как маленький кусочек природного алмаза, который за счет специальной шлифовки и обработки получил коническую форму. Радиус иглы такого типа обычно не превышает 15 мкм, так как конец иголки должен легко погружаться в разъем звуковой канавки пластинки. Но будем откровенны – иголки конического типа не могут максимально точно отследить модуляцию звуковой канавки в силу различия своей формы с резцом записывающей головки. Такая особенность может привести даже к «выталкиванию» из канавки иглы.
  2. Эллиптические иглы не допустят возникновения вышеописанной проблемы. Этот тип игл имеет овальное острие в сечении с 2-мя плоскими поверхностями, а не круглый кончик. Поэтому иглы эллиптической формы в большей степени соответствует конфигурации канавки. Это минимизирует искажения и предотвращает «выталквание» и «неогибание». Благодаря четкому следованию за модуляцией высоких частот, эллиптическая иголка может равномерно распределять давление на большую площадь поверхности. Данное свойство значительно сокращает износ виниловой пластинки.
  3. Гиперэллиптические иглы (Ван Ден Гула; Шибата и некоторые другие) имеют наиболее острый конец. Поэтому их, пожалуй, можно назвать самыми лучшими и совершенными. Но при этом данный класс иголок требуют самой точной настройки и установки головки звукоснимателя по сравнению с более простыми вариантами.
  4. Также существуют специальные микрогребни (как один из подтипов эллиптической иголки). Они обладают маленькими канавками, расположенными по обеим сторонам своего острия. Даже при довольно сильном износе, иглы такого типа все равно сохраняют оригинальную форму. А это позволяет не искажать взаимодействие между звуковой канавкой и иголкой.
Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу

Форма иглы также влияет на расположение точек контакта иглы со стенками канавки по отношению к резцу

Что касается иглодержателя, то его основная роль заключается в том, чтобы передавать механические колебания стилуса (иглы) на фонокорректор. Хороший иглодержатель – это жесткая и легкая деталь. Он не должен быть резонирующим. Детали лучшей жесткости и малой массы (что идеально) производятся из бериллия, керамики, алмаза, бора, титана, сапфира или рубина. Часто иглодержатели делают полыми (для минимизации веса детали), а иногда наоборот – заполняют специальным материалом, позволяющим хорошо демпфировать резонансы.

Правильный уход – экономия средств и залог долговечности

Вы уже, наверняка, ознакомились с ценовой политикой головок звукоснимателя, все взвесили и поняли, во сколько смена этой детали вам обойдется с точки зрения финансов? Да, это недешево. Но, когда выбора не остается, приходится платить столько, сколько потребуется. Часто это происходит по вине нашей неаккуратности, дефицита времени, усталости, незнания или элементарного «пофигизма». Нельзя недооценивать значение грамотной обработки деталей!

Чтобы головка звукоснимателя прослужила как можно дольше в лучшем качестве и виде, не портила любимые пластинки и давала отличный звук, нужно правильно ухаживать за ней. Soul’s Sound, полагаясь на советы специалистов, предлагает ознакомиться вам с простыми и полезными рекомендациями, которые помогут продлить жизнь стилуса:

  • очищайте иголку перед прослушиванием каждой стороны пластинки специальной щеточкой, ведь частицы пыли и грязи, скапливаясь на игле, подобно наждачной бумаге, разрушают стенки канавки;
  • обрабатывать стилус нужно следующим образом: от тыльной части – вперед. Делать это следует так, чтобы движения кисточки полностью соответствовали направлению движения виниловой пластинки;
  • нужно ли использовать специальные жидкости для очистки? Вопрос спорный. Одни производители не рекомендуют, а другие – напротив, советуют применять препараты для максимально эффективного удаления грязи с иглы. Решать вам. Но при этом тщательно выбирайте средство (консультируйтесь со специалистом) и пользуйтесь инструкцией;
  • при выборе типа кисточки (размер, жесткость щетинки, длина щетинки и т.д.) полагайтесь на инструкцию от производителя того или иного звукоснимателя;
  • и помните – чистку иглы можно начинать только тогда, когда тонарм хорошо зафиксирован!

Главное – вовремя!

При правильном, соответственном уходе стилус может прослужить довольно долго. Проверяйте иглу под микроскопом (также можно воспользоваться увеличительным стеклом или лупой) через каждые 500 часов работы головки звукоснимателя с целью своевременного выявления дефектов и их оперативного устранения.

На сегодня это все. Но мы еще не раз будем возвращаться к актуальным вопросам выбора, настройки аппаратуры, к сравнению деталей и составляющих. Потому что мы знаем, что это важно для истинных аудиофилов и любителей винила. Мы хотим, чтобы вы всегда могли получить удовольствие от прослушивания пластинок, насладиться их особенным звучанием, и поэтому стараемся делиться с вами самой полезной информацией, которая может помочь вам в достижении этой цели. До встречи в Soul’s Sound, друзья!