Любители музыки – кто вы?

Любители музыки – кто вы?


Надеемся, что у вас не все так печально, как у этого парня =))
     
Надеемся, что у вас не все так печально, как у этого парня =))

Что руководит человеком, когда он выбирает себе в увлечения прослушивание музыки? Любовь к гармоничному сочетанию звуков, принадлежность к когорте эстетов, довольно высокий статус хобби, максимальное расслабление или что-то еще? Сложный и спорный вопрос.

Как бы там ни было, всех любителей музыки, как таковых, можно условно поделить на три группы: меломаны, аудиофилы и филофонисты. И если с первыми, а также со вторыми все более-менее ясно, то вот понятие «филофонист» для многих остается загадкой. Кто это и что их отличает от всех остальных фанатов звука? И все ли на самом деле на 100% понятно с первыми? Сегодня мы и постараемся в этом разобраться…

Любопытные исследования

Однажды Стравинский сказал: «Музыкой не нужно считать то, что только ласкает слух, ведь музыка - это скорее то, что хватает за горло. И феномен состоит в том, что порой в домашних условиях ее можно воспринимать более ярко и глубоко, чем в самых великолепных концертных залах мира». Так ли это?

Бывают такие посетители концертов в филармонии, которые слушают музыку с партитурами в руках. И когда они замечают даже малейшую неточность исполнителя композиции, то получают невероятное удовольствие от этого. Этакий музыкальный мазохизм. Его сложно назвать аудиофилией или меломанством, да и к филофонизму он не имеет прямого отношения. Но это так, к слову…

Важно то, что на протяжении нескольких десятков лет в Страсбургском институте соцпсихологии, в научной секции социальной синергетики Академии гармонии при Санкт-Петербургском Доме ученых, а также в Санкт-Петербургском НИИ социальных комплексных исследований проводили немало специализированных работ по изучению мотивов и выборов любителей прослушивания музыки на домашней аппаратуре.

Были получены интересные результаты.

Эксперименты по апгрейду аппаратуры – норма для любого аудиофила
     
Эксперименты по апгрейду аппаратуры – норма для любого аудиофила

Оказалось, что максимальная четкость звука может ухудшить процесс восприятия художественной стороны содержания музыкального произведения. А причина этому - наша психика и ее процессы.

Тут стоит учитывать, что у каждого человека существуют ведущие волевые свойства. Это некие доминанты, которые помогают определить как осознанное, так и интуитивное поведение. Эти доминанты являются основной базой и источником для формирования эмоций и впечатлений.

После осуществления окончательной обработки полученных результатов, исследователи сделали важный вывод: вся социальная масса людей, которые активно интересуются аудиотехникой, соответствующими атрибутами и прослушиванием музыки, действительно, представляет собой 3 крупные группы: аудиофилы (это самая большая по своей численности группа), а также меломаны и филофонисты.

Аудиофилы

На основе этих исследований и их результатов, эксперты сделали вывод: аудиофилы - это приверженцы комфортного, максимально чистого звука, а также обожатели модного дизайна компонентов своего увлечения.

Эти люди не просто любят получать удовольствие от прослушивания, они по-настоящему гордятся музыкальной аппаратурой, которой обладают, бесконечно ценят ее технические параметры и склонны их совершенствовать (по возможности) целую вечность. То есть, купить новый проигрыватель для них не представляет особого труда, но они просто не желают этого делать, так как аудиофилам нравится именно своими силами апгрейдить то, что они имеют. Поэтому часто приобретение нового агрегата происходит только после окончательной поломки старого.

Что важно для аудиофила?

Аудиофилы обычно любят новую, экспериментальную и современную музыку. Знаете, почему? Потому что она эффектна и способна ошеломлять, удивлять за счет своей необычной структуры или стилистики исполнения. Но это неглавное.

Намного важнее, что современная качественная музыка, как нельзя лучше, помогает проверить максимальные возможности аудиосистемы.

В этом все аудиофилы!

Такие ребята очень любят приглашать знакомых и друзей для совместного прослушивания музыки, для обмена мнениями о ней, но в большей степени - для рассуждений о качестве звучания композиций, о сравнении деталей проигрывателя, их значимости и о возможности улучшить их свойства или функции. Это особый ритуал для аудиофилов. Как правило, аудиофилы всегда применяют наиболее эффектные демонстрационные звукозаписи с использованием разнообразных дополнительных устройств для усиления эффектов и для игры с ними - экспандеры, регуляторы ширины стереобазы, эквалайзеры и прочие.

Настоящие меломаны кайфуют от звуковых образов и их специфики. А вы?
     
Настоящие меломаны кайфуют от звуковых образов и их специфики. А вы?

Сама музыка (как звук) не является жизненной потребностью для них. Музыка для аудиофила выполняет скорее косвенную, второстепенную роль. Она предоставляет собой некий материал (обычно качественный и отменный) для реализации максимальных звуковых возможностей своей аудиотехники. Они воспринимают звук дискретно и рационально (а именно - каким образом передаются «низы» и «верха», как звучат гитары, колокольчики и т. д.). Их безумная страсть к лучшему звуку и есть основная движущая сила для бесконечного развития гигантской индустрии музыкальной аппаратуры.

Меломаны

Для меломана, в отличие от собрата - аудиофила, в прослушивании музыки важна творческая и художественная составляющая. Вот основа для них!

Меломаны любят слушать музыкальные произведения в одиночку, погружаясь в «свою персональную атмосферу» и в «свой аутичный космос». Поэтому отключение мобильного телефона, домофона и дверного звонка при наслаждении звуком вполне для них нормально и даже просто необходимо.

Особенности восприятия меломанов

Актуальная на сегодняшний день теория эмоций полагает, что в структурах подкорковой зоны головного мозга человека постепенно вырабатывается паттерн (устойчивый образ-шаблон) эстетического восприятия. И по мере своей концентрации и накопления он эволюционирует в развитие эмоционального и слухового опыта.

В контексте данного процесса идет постоянное сравнение внутреннего образа с прослушиваемой музыкальной информацией на неосознанном, свободном, так сказать, уровне. Пик эмоциональной вовлеченности и эстетического наслаждения достигается в том случае, если происходит необходимое чередование неожиданного и ожидаемого от прослушивания. То есть, если, к примеру, звуковые переходы или звучание новых музыкальных инструментов легко предугадывается, то такое музыкальное произведение становится скучным для меломана. Но если саунд слишком сумбурен, то меломан воспринимает его как раздражающий звук.

Меломаны слушают альбомы обычно с начала до самого конца, ни на что не отвлекаясь, чтобы иметь полное и глубокое представление о том или ином издании. Эти люди быстро привыкают даже к явным недостаткам звучания своей аудиотехники, и просто не замечают их, т. к. для них это вовсе не важно. Поэтому меняют аппаратуру редко и еще более неохотно, чем аудиофилы.

Если аудиофилия или аудиофильство (что более верно) - это в первую очередь, осознанное получение кайфа от интеллектуального анализа звукопередачи (ибо у человека в этот момент активно функционирует кора головного мозга), то меломания, напротив, основана на подкорковых, неосознаваемых психических процессах. Меломан как бы находится во власти музыкального образа. Такие ощущения влекут за собой широчайшую гамму ярчайших эмоций, иногда приводящих даже к эйфории.

Злые превращения

Из меломанов можно сделать аудиофилов. Да, это возможно. Да, это неправильно. Сейчас этим никто не занимается, а вот лет 35-40 назад…

Но чтобы все пояснить, следует обратиться к истории СССР.

В Советском Союзе музыка была всегда очень тесно сплетена с политикой. Граждан необходимо было удерживать в строгих и узких рамках идеологии государства, идеологии без соблазнов и вольностей выбора. Именно поэтому в стране налагался жесткий запрет на многие группы, композиции, на авторов и композиторов и т.д.

Слушать лекции о «правильной» музыке стало не только модно, но и коммунистически верно, одобряемо. Это стало некой социальной потребностью для «глухой» массы, но только не для людей с развитым вкусом и естественным желанием слушать хорошую музыку. Так на свет и появлялись для большинства никому не нужные абонементные концерты, где часто присутствовали бесталанные музыканты и исполнители, ужасно составленные программы, ориентированные на провозглашение и укрепление советской идеи и… больше ничего.

Это и спровоцировало в культурном сознании людей образование подмены музыкального образа семантическим, осознанным, контролируемым, навязанным.

И обидно даже не это, а то, что тем самым людей ограждали от «идеологически опасных» произведений, написанных самыми выдающимися и гениальными композиторами эпохи.

Филофонисты

Для филофонистов очень важна системность в структуризации музыкальной коллекции
     
Для филофонистов очень важна системность в структуризации музыкальной коллекции

Тут все оказывается довольно просто. Филофонистом можно назвать обожателя музыки, который сосредоточен и которого преимущественно интересует коллекционирование, собирательство вокальных, музыкальных записей на различного типа аудионосителях (и винил и CD).

Филофонисты с удовольствием занимаются категоризацией изданий по тем или иным тематикам: исполнитель, композитор, автор, или стиль/направление/жанр произведений и т.д.

В отличие от меломанов и аудиофилов, эти люди сосредоточены на поиске, приобретении, каталогизации и хранении музыки, вместо упоения ее творческими особенностями или получения удовольствия от широты звуковой картины при прослушивании на аппаратуре.

На самом деле не столь важно, к какому именно типу любителей музыки вы можете себя причислить. Важно, чтобы «музыка высекала огонь из людских сердец». Это сказал еще Бетховен…

Уютных декабрьских вечеров вам и самых приятных прослушиваний.