Для чего нужен фонокорректор: функции, особенности и применение

Для чего нужен фонокорректор: функции, особенности и применение


Бывают такие «скромные» устройства и составляющие, функции и значение которых с первого взгляда не видны, но при этом они обладают огромной ролью и значением. К таким устройствам можно смело отнести фонокорректор.

Находясь в цепочке системы звуковоспроизведения, фонокорректор является важнейшей составляющей, без которой винил невозможно было бы услышать.

Фонокорректор - штука незаменимая для аудиофила. Однозначно. Но при этом она еще и практичная. Деталь (а точнее блок фонокорректора) не изнашивается от энергопотребления, поэтому его даже не обязательно отключать от сети питания.

Эксперты для увеличения функциональности звукопередачи в процессе прослушивания виниловых пластинок рекомендуют покупать фонокорректоры, объединенные с микшером или, к примеру, с аналого-цифровым преобразователем. По словам знатоков это обещает великолепный результат звукопередачи.

Существуют даже фонокорректоры, легко устанавливаемые на самом проигрыватели винила
     
Существуют даже фонокорректоры, легко устанавливаемые на самом проигрыватели винила

Функция фонокорректора

Любой ресивер и «усилок» обладает линейными входами для источников звука. Они предназначены для подсоединения рекордеров, всяческих дек, тюнеров и даже плееров. Такие устройства, как правило, настроены на тот или иной уровень сигнала (не менее 155-200 мВ). Данный показатель именуется не иначе, как «входная чувствительность» или «чувствительность входа».

Тут важно отметить, что сигнал, поступающий от магнитной головки винилового проигрывателя значительно ниже по своей чувствительности. Например, у головок звукоснимателя ММ - это 4 или максимум 5 мВ, а у головок МС - порядка 0,2 мВ. Такой сигнал, снятый с винила, необходимо изначально адаптировать и «довести до ума», а точнее - до значения в 150 мВ, иначе его будет невозможно услышать. Как раз этим и занимается фонокорректор. В этой цепочки звуковых преобразований он является дополнительной ступенью усиления. В этом и заключается его основная функция, но не последняя…

У фонокорректора есть еще одна важная роль, кроме усиления сигнала. Это выравнивание (корректировка) АЧХ, которая обычно меняется в процессе записи виниловой пластинки.

Да, при изготовлении виниловой пластинки, в процессе записи на нее музыкальных треков, степень составляющих высоких частот увеличивается, а количество низких частот, напротив, сокращается. Причина этому следующая: в записи сила составляющих высоких частот меньше, чем мощность низких частот. Из-за этого шумы винилового диска более явно влияют на высокие частоты. Чтобы максимально сократить число шумов при записи винила, составляющие высоких частот поднимают, а при воспроизведении диска - понижают. А низкочастотные составляющие уменьшают для того, чтобы стилус во время воспроизведения пластинки «не убегал» и не перескакивал с бороздки винила. А уже при воспроизведении звука их число снова увеличивают.

Эти амплитудно-частотные характеристики впервые были стандартизированы RIAA (Американской Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии) в далеком 53 году. Со временем, когда технологии стали катализировать развитие индустрии, появилась отличная возможность сделать запись звука более низкочастотной. Так и был принят новый стандарт RIAA-78, обуславливающий амплитудно-частотные характеристики в более широком диапазоне.

Совместимость

Помните, ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора!
     
Помните, ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора!

Для обеспечения идеальной совместимости как с новыми, так и с виниловыми пластинками прежних лет, некоторые (очень многие) варианты фонокорректоров обладают адаптивными АЧХ, которые представляют собой некий промежуточный вариант между вышеописанными RIAA-78 и RIAA.

Известно также, что в коллекциях аудиофилов есть виниловые диски, которые были изданы еще до внедрения даже классического стандарта RIAA. Для воспроизведения таких экземпляров в некоторых разновидностях фонокорректоров специально предусмотрен такой режим функционирования, как Old Columbia LPs. Еще в хороших фонокорректорах часто имеются режимы воспроизведения винила на 78 оборотах. В данном случае устройство просто увеличивает уровень звукового сигнала.

А вот для устранения или подавления биений и пульсаций низких частот, которые обычно образуются из-за передачи вибраций от двигателя к проигрывателю, в фонокорректорах бывает установлен специальный фильтр.

Связь с головкой звукоснимателя

Как известно, все фонокорректоры можно разделить на ламповые и транзисторные. При этом ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора.

В современных проигрывателях применяются звукосниматели с электромагнитными головками MM и MC. Поэтому на сегодняшний день выпускаются специальные модели транзисторных устройств как для MM-головок, так и для MC-головок, а также комбинированные фонокорректоры-гибриды, в которых можно самостоятельно переключать тип головки при необходимости.

Самые «крутые» и продвинутые варианты фонокорректоров дают возможность выставлять необходимые параметры, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее точную и четкую корректировку АЧХ.

Так как фонокорректор по своей «природе» умеет работать даже с минимальными сигналами, значительное влияние оказывают любые наводки от сети. В устройствах Hi-класса блок питания часто внешний.

Любители экспериментов и заядлые аудиофилы порой выбирают питание фонокорректора от аккумулятора или даже батареек.

Можно ли обойтись без фонокорректора?

Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания
     
Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания

Нет. Он совершенно незаменим, если вы, действительно, любите и знаете, что такое хороший звук, а не притворяетесь.

Без фонокорректора невозможно произвести правильную модернизацию аудиосистемы. А, купив специальную модель такого устройства, вам будет легко даже придать индивидуальность и особую «фишку» саунду вашей акустики.

Но, несмотря на огромное значение устройства, все же есть «лазейки», за счет которых можно попробовать обойтись и без него.

Существуют проигрыватели с уже встроенными в них фонокорректорами. Их можно подключать напрямую к усилителю. Если в ресивере или в «усилке» есть соответствующий Phono-вход, то к нему можно подключить проигрыватель даже без встроенного фонокорректора. Только перед этим обязательно следует уточнить, для какого именно варианта головки звукоснимателя предназначен данный вход.

И все равно мы придерживаемся мнения, что значение фонокорректора невозможно переоценить, потому что «прямое» подключение «вертушки» к усилителю никогда не даст самого лучшего звука. Решать вам!