Олег Коврига: «Если бы мне тридцать лет назад сказали, что все будет так, как сейчас, я бы не поверил!»

Олег Коврига: «Если бы мне тридцать лет назад сказали, что все будет так, как сейчас, я бы не поверил!»


А вам знакомо такое приятное чувство, которое появляется при встрече только с очень хорошими людьми? Когда видишь человека, и на душе становится сразу тепло и легко, словно спустя много лет снова встретил своего близкого друга. От таких людей как будто, действительно, исходит некая позитивная энергия. В них есть особый свет и сила. С ними всегда интересно и очень приятно. Вот и Олег Коврига, именно такой! Густая борода, улыбка, отличное чувство юмора и добрый, по-детски озорной взгляд – именно таким мы увидели этого чудесного человека, который недавно рассказал Soul`s Sound о себе и о своей деятельности много интересного…

«Отечественную музыку я долго считал полнейшим го…м»

«Я помню, как я заболел на первом или втором курсе. Сидел в аудитории на задней парте, положив голову на руки, а в голове у меня играла песня «Watcher of the skies». Это первая песня из альбома Genesis «Foxtrot». И она была идеальна. Наверное, у меня была высокая температура. Но это было прекрасное ощущение.

Откровенно говоря, я долгое время считал отечественную музыку полнейшим го…м. Но в нашей теплой компании постепенно начали слушать «Аквариум» и «Зоопарк». Да, по-моему, именно они были первыми. Переход «количества в качество», конечно, происходил постепенно, но были и «реперные точки». Например, концерт «Аквариума» в саду «Эрмитаж» весной 82-го года. Я и до этого ходил на их выступления. Но тут Боря был в таком «ударе». Я сидел и удивлялся: «Ни хрена себе! Неужели я это вижу и слышу в центре Москвы?!» А еще песня Майка «Старые Раны». Я ее слушал и думал: «Как же так можно?» А потом врубился, что только так и нужно. Ну, и пошло…»

Олег Коврига: «Хочешь что-то сделать – делай это сам»
Олег Коврига: «Хочешь что-то сделать – делай это сам»
– Олег, скажите, пожалуйста, чем для вас является музыка? Что она вам дает, и откуда возникло стремление к деятельности именно в музыкальной сфере, и почему появилось желание создать свой собственный лейбл «Отделение ВЫХОД», оставив в свое время основную профессию (напомним, что Олег Коврига является дипломированным химиком и кандидатом химических наук)?

– Музыка в целом (и в частности) является для меня частью жизни. Как, впрочем, и все остальное. А в жизни, с одной стороны - ничего не понятно, и можно ждать всего, чего угодно. А с другой стороны – все просто. Либо «тащит», либо нет. На вопрос, что такое «тащит» в свое время лучше всего ответил Федя Чистяков: «Вот, ты выпил водки – и тебя тащит. Как это можно объяснить?»

Вот, я, например, слушаю CAN, Боба Марли, или Питера Гэбриэла, или Мамонова, Леню Федорова, «Выход», «Дочь Монро и Кеннеди» и многое другое – и меня «тащит». Читаю Гоголя, Курта Воннегута, Ерофеева – и тоже «тащит». А больше всего «тащит» от некоторых людей, когда ты их как-то чувствуешь. Мне вообще кажется, что все вторично, а вот люди - первичны. Просто кто-то умеет себя выразить в музыке, в словах, в картинах, а кто-то – нет.

У Ростана в «Сирано Де Бержерак» было примерно так сказано: «Он композитор был, но не оставил нот. Он был поэтом, но стихов он не оставил…». Вот, я больше всего «тащусь» именно от таких людей, независимо от того, оставили они что-то за собой, или нет… Это было лирическое отступление.

В фильме «Амадеус» Сальери с прекрасной интонацией говорит: «But the music…». Когда я был студентом (с 75-го по 81-й год), эти слова очень точно выражали то, как я ощущал жизнь. Моя мама, наверно, была чересчур романтичным человеком. Поэтому и я таким же вырос. У Сили есть прекрасная песня «Легко ли быть муд…м?» Очень ее люблю. И думаю, что это не случайно.В общем, жизнь как-то не очень соответствовала тому, чего я от нее ждал. А вот музыка…

А по поводу создания собственного лейбла… Ну об этом я уже писал в «Краткой истории «Отделения ВЫХОД» на нашем сайте. Тут на самом деле все просто. Хочешь что-то сделать – делай это сам. Потому что вероятность, что кто-то сделает это за тебя, практически равна нулю.

«Когда я слушал запад, я был чистым потребителем»

«Дискобольство» (тогда слова типа «меломан» особо не употреблялись – и мы называли себя «дискоболами») было главной частью моей жизни. Прекрасней этого в моей жизни тогда были только «шабашки».

Летом я ездил на «шабашки», а потом покупал себе «дисочки». Большая их часть до сих пор живет у меня в коробках. Когда я слушал «запад», я был чистым потребителем. А, познакомившись поближе с отечественной музыкой, я постепенно стал чувствовать себя соучастником. А это кайф серьезный, уж поверьте. Думаю, что даже водка по сравнению с этим «отдыхает».

Этот человек с озорными глазами – «отец-основатель» музыкального лейбла «Отделение ВЫХОД»
Этот человек с озорными глазами – «отец-основатель» музыкального лейбла «Отделение ВЫХОД»
– Олег, а какие направления в музыке вы считаете наиболее перспективными? Что будет развиваться? Есть ли примеры молодых коллективов, групп, которых, по вашему мнению, может ждать успех? И чье творчество вам лично интересно?

- По поводу направлений ничего конкретного не могу сказать. Думаю, «хороших» или «плохих» направлений не бывает. Бывают люди, которые «могут». Я их называю Авторами (да, именно с большой буквы). Они воплощают свое «содержание» в некую «форму». И это может быть все, что угодно. В перспективности и успешности чего-либо вообще не ориентируюсь. К тому же «пораженье от победы ты сам не должен отличать». Мне кажется, что так оно и есть.

«Успех» и мой личный интерес к людям – это вещи никак между собой не связанные. Но и не противоположные. Слово «андеграунд» вообще не люблю. В нем сидит какое-то убожество. Вот Боб Марли был гением. И собирал в Европе стадионы, круче даже, чем Rolling Stones. А Силя (группа «Выход») – тоже гений. Но он на хрен никому не нужен, кроме меня и еще нескольких сотен муд...в по всей нашей огромной стране.

Вот, к сожалению, не знаю я молодых Авторов, от которых бы я «тащился». Но не верю, что их совсем нет. Ни в какие «времена» и «поколения» тоже не верю. Для настоящего Автора всегда год номер один и день номер один (это я у Набокова украл). Что бы там ни происходило вокруг. И лучше пусть будет то, что сейчас, а не то, что было во времена СССР. Не надо никогда людей испытывать на «вшивость» и экспериментировать, когда же из них перестанет течь го…но и потечет кровь. Это лишнее.

Я верю, что с молодыми прекрасными Авторами мы еще встретимся. Я очень надеюсь. По крайней мере, я периодически встречаюсь с молодыми, увлеченными людьми. И это для меня даже важнее.

– Мы знаем, что совсем недавно лейбл «Отделение ВЫХОД» отпраздновал юбилей, свою 20-ую годовщину. Мы вас от всей души поздравляем! Нам, да и всем любителям музыки очень интересно, как вы отметили эту знаменательную дату?

– Знаменательная дата… Я всего лишь хотел эту «дату» использовать, как информационный повод для пропаганды своих любимых - оголтелых. Устроил в клубе «Гоголь» четыре концерта. И еще два концерта «притянул за уши». Поскольку Умка и Силя в эти дни не могли. А без них мы куда же?

Но затея моя, по большому счету, провалилась. Все как было, так и осталось «в мелкой посуде». На Макса Ляшко, «Дочь Монро и Кеннеди», «Ze Travы» и Андрея Сучилина пришло народу очень мало. Да и на «Чистяков Бэнд» и Мамонова тоже пришло народу не так уж и много. Но ничего. Сплясали – и ладно! Можно опять вспомнить про то, что «пораженье от победы…».

Ну, а присутствовали те, кто смог. Всех был рад видеть, конечно же!

– Скажите,а чем вы сейчас занимаетесь? В каких мероприятиях и проектах участвуете? Над чем работаете?

– В данный момент отвечаю на ваши вопросы. Что касается пресловутого «Отделения ВЫХОД»… Надеюсь, что к осени мы все же доделаем то, что я очень хочу доделать уже лет пятнадцать. Это «Мухомор» и «Среднерусская возвышенность». Когда эти вещи воплотятся в носители, я буду глядеть на них – и радоваться. ПравдаJ.

А занимаюсь я в основном оптовой спекуляцией, концертной торговлей и «шабашками», то есть производством неких проектов за счет самих авторов этих проектов. Ибо иначе «выжить» не удастся. Наша издательская деятельность является неукоснительно убыточной.

– Олег, что вы хотите выпустить в будущем, ваши планы и идеи?

До будущего надо дожить. Это главный «план». И главная идея. На самом деле, планов намного больше, чем возможностей их воплотить. Поэтому боюсь даже про это говорить.

Вот, «приспичило» мне, например, сделать «наш» трибьют Галичу. Уже год с лишним прошел. А воз сдвинулся всего-то процентов на десять…

– Вы дружили с Александром Башлачевым. Скажите, каким вы запомнили СашБаша? Каким был именно для вас это талантливый человек, поэт и музыкант?

– Общался, конечно. «Квартирники» устраивал. Но сказать, что я с ним дружил, нельзя. Надеюсь, можно сказать, что мы хорошо друг к другу относились.

Я написал про него некий текст под названием «Просто жить…». Но не хочу его публиковать. Потому что он получился процентов на семьдесят совсем уж «личным». Я пытался почувствовать, почему все так получилось, пропустить это «через себя». А всего, что я на эту тему думаю, даже и говорить не хочу.

Стараюсь иногда общаться с Егором и Настей, его мамой. Они – хорошие. В 94-м году мне было очень тяжело с Настей заниматься делами. А сейчас она мне – родной человек. Хотя и видимся два-три раза в год.

– Олег,как известно, вы плотно сотрудничали в советские годы с Петром Николаевичем Мамоновым (и сейчас тоже), Андреем Пановым, Майком Науменко, Борисом Гребенщиковым и продолжаете работать со многими другими легендарными рок-исполнителями. Это ведь невероятно интересно! А что для вас значит современная «рок-тусовка» (если можно это так назвать) и существует ли она?

– Да… С Петром Николаевичем и Андреем Валерьевичем мы сотрудничали плотно. Да, и выпили немало… И интересно было… Это уж точно. С Михаилом Васильевичем я общался очень мало. Зато потом общался со всем его окружением. Так получилось, что Майк оставил их мне «в наследство». Я очень хорошо отношусь к его родителям. Их уже нет. Но, все равно, не хочется говорить о них в прошедшем времени. А Наталья Науменко и Валерка Кирилов, барабанщик «Зоопарка» – это вообще близкие для меня люди.

С Борисом Борисовичем общался мало. Но считаю его одним из самых умных людей, которых я встречал в своей жизни…

Что такое «рок-тусовка»? Поклонники? Так я с ними вовсе и не пересекаюсь по жизни. А люди, которые ходят на концерты «АукцЫона», Мамонова… и даже – не побоюсь сказать - «Х.З.», это, в основной своей массе, весьма приятные и интеллигентные люди. Вот так.

«При слове «рок-тусовка» моя рука тоже куда-то тянется…»

«Один негодяй (у него была фамилия Геббельс) говорил: «При слове народ моя рука тянется к пистолету». Зря, может быть, я его упоминаю. Но при слове «рок-тусовка» моя рука тоже куда-то тянется. Хотя, скорее, в свой собственный рот. Хотя… При советской власти это была не тусовка, а отщепенцы хреновы. Типа меня самого. Потом, во времена перестройки, действительно, «притусовалось» море людей, которые, наверно, были вполне милы, каждый по отдельности. Но, когда они собирались в толпу, ощущение было тошнотворным. И именно эта «отрыжка» у меня и возникает при слове «рок-тусовка».

«Моя мама, наверно, была чересчур романтичным человеком. Поэтому и я таким же вырос»
«Моя мама, наверно, была чересчур романтичным человеком. Поэтому и я таким же вырос»
– Пребывая в такой уникальной и интересной среде, сотрудничая с культовыми личностями и группами, наверняка, вам приходилось не раз сталкиваться с курьезами и забавными случаями. Порадуйте поклонников, расскажите, пожалуйста, нам хотя бы парочку веселых историй.

– У нас дома был «квартирник» Шевчука. И после концерта гулянка, естественно, продолжалась. И друг мой, Гриша Листвойб, затеял с Юрой беседу о поэзии. Поскольку, оба они были изрядно пьяны, друг друга они совершенно не слушали и не слышали. Каждый гнул свое. В нашем жаргоне тогда почему-то часто употреблялось слово «потеть». Это означало чрезмерно напрягаться по какому-либо поводу. Гришка был оголтелым поклонником Мандельштама. И их диалог происходил примерно так:

- Да, Мандельштам, конечно «потел», но, тем не менее…

- Старик! Да ты не представляешь себе, какие у нас в Сибири есть поэты!

Мой приятель, Илюха Фомин, долго слушал эту беседу, а потом подошел ко мне и тихо спросил: «Олег, а зачем Гриша говорил Шевчуку, что Мандельштам потел?».

Вот еще. В январе 85-го года мы устраивали концерты Майка с Цоем. Первый концерт был у нас дома, на «Динамо», а второй – у Марины Тергановой и Шуры Несмелова.
На второй день, когда Шура открывал Майку и Цою дверь, Витя ему говорит: «Здорово, химия! Как дела?». Тот ему отвечает: «Да, все нормально. Дом стоит, свет горит». А Витя в ответ: «О! Это прямо как слова из песни». И через какое-то время появилась песня «Печаль»:

«Дом стоит, свет горит.

Из окна видна даль.

Так откуда взялась

Печаль…».

Саня был просто счастлив, когда эту песню услышал!

На концерт Мамонова подруга моей сестры привела с собой своего мужа Яшу. Это был тихий грузинский еврей лет тридцати, работавший в Грузии в каком-то маленьком аэропорту. Какими глазами он смотрел на Мамона, передать невозможно! Это надо было видеть. «Молодожены» были справа от артиста, а напротив них, на диване, сидели мои друзья Егор и Дима. Они смотрели то на Мамона, то на Яшу, обливались слезами и держались руками за свои челюсти, чтобы не захохотать вслух.

Я сидел в центре комнаты у магнитофона и имел возможность наблюдать все три «сцены». Мамон на это внимания как бы не обращал, но, на самом деле, все видел.

В какой-то момент он повернулся к Яше:

- Старик, ты чего такой грустный? Ну, ты у меня дома-то был, стеночку мою видел…

Яша открыл рот, но не мог ничего сказать.

С дивана доносилось сдавленное хрюканье.

И тут Петя резко «выключил артиста»:

- Прости! Понимаешь, ну, в кайф мне это все…

- Да… Я просто впервые такое вижу…

Я эту «мамоновскую» фразу иногда цитирую. Когда меня спрашивают, зачем я издаю ерунду всякую, непонятно на что трачу свои силы и т.д., говорю:

- Понимаете, ну, в кайф мне все это!

– Олег - вы замечательный, талантливый, деятельный и просто уникальный человек. Благодаря вам и вашему делу, меломаны страны, смогли получить огромную радость, посещая концерты, организованные вами, слушая альбомы любимых групп, которые издавал и издает ваш лейбл. Есть ли продолжатели вашего дела? Знаете ли вы людей, которым также интересна запись групп андеграундных направлений в роке, и, конечно же, реставрация старых релизов?

– Это, как в одном мультфильме ворона пела: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую конфету! Дети, вы любите конфеты?».
Да. Продолжатели есть. Не будем указывать пальцем, и называть имена-фамилии. Дабы не смущать одних и не забыть о других.
А вот, что касается реставрации – тут, мне кажется, что Женек Гапеев у нас один-единственный на всех. Понимаете, тут одного энтузиазма мало. Нужны соответствующие мозги, упорство и многолетний опыт. Плюс очень серьезные затраты. Так что, с моей точки зрения, по-хорошему, реставрацией никто кроме «Геометрии» и «Отделения ВЫХОД» не занимается и заниматься уже не сможет. Ибо Гапей у нас один на всех.

«Я ко всему отношусь как фаталист»

«Вы спрашиваете, есть ли будущее у музыки на виниле и CD? Я ко всему отношусь как фаталист. Надо сделать то, что от тебя зависит. А все остальное – на то воля судьбы.

В будущее винила не сильно верю. Хотя и сам храню свою старую коллекцию LP. Это скорее игра в красивые игрушки. Да и сам винил давно «режется» с компьютера. Мы в свое время издали пластинку Свина «Праздник Непослушания или Последний День Помпея» на CD. Сводили ее под руководством гитариста и вскоре поняли, что слишком резко и громко звучат гитары. Я давно хотел ее пересвести. У меня осталась многоканальная аналоговая запись. Когда возродилась мода на винил, у меня появилась мечта - пересвести «Праздник Непослушания» и издать его на виниле. Три буквы «А». Аналоговая запись, аналоговое сведение, аналоговый носитель. Но потом выяснилось, что, даже если завод примет в работу аналоговую ленту, потом ее все равно «перегонят» через компьютер… Не будет уже никогда пластинок ААА. Но коллекционеры останутся. Это же образ жизни, любимые игрушки, своеобразный изъ… изгиб в мозгах.

– Скажите нам честно, как «отец-основатель» издательства «Отделения ВЫХОД», как музыкальный деятель и знаток отечественной рок-культуры: рок сейчас, все-таки, жив или мертв? В чем его специфика, почему он так дорог сердцу отечественного слушателя, несмотря на отставание от европейских, американских тенденций (уж будем откровенны, ведь еще в 70-х годах Pink Floyd давали звук, к которому русские рок-группы смогли придти только к концу 80-х)?

– Рок - это скомпрометированный ярлык. Несколько лет назад я стоял у прилавка своего приятеля на «Горбушке». Подошел парень лет двадцати пяти и спрашивает:

- А есть что-нибудь новое из рока?

Я ему отвечаю:

- Вот, новый Федор Чистяков вышел.

- Но это же не рок…

- Федор Чистяков - это тот, который когда-то был группой «Ноль».

- Да, я знаю. Но «Ноль» – это же не рок.

- А что же тогда рок?

- Ну, то, что по «Нашему Радио» передают.

Вот поэтому меня совершенно не волнует, жив рок или мертв. Но «те, кто нас любят, смотрят нам вслед»…

– Дорогой Олег, огромное вам спасибо за такую интереснейшую беседу. Было здорово!Что вы можете пожелать фанатам русского-рока и всем поклонникам классной музыки?

- Я им могу с радостью сказать: Ребята, в нашем городе Москва проходит огромное количество прекраснейших концертов. У нас есть Леня Федоров и «Вежливый отказ», которые играют и звучат вполне на мировом уровне. И еще немало коллективов и отдельных исполнителей, которые, может быть, и сильно уступают Pink Floyd по качеству звучания, но с «душевным содержанием» у них точно все в порядке. И играют ребята все лучше и лучше. Так что идите – и смотрите. И слушайте. Вам очень повезло! Мне так кажется…

Если бы мне тридцать лет назад сказали, что все будет так, как сейчас, я бы не поверил!