О таком ярком явлении на отечественной эстраде, как Алла Борисовна Пугачева, можно рассказывать бесконечно. Это не просто ярчайшая звезда на международном музыкальном небосклоне, а олицетворение целой эпохи в культурной истории России. Представленный ниже материал скомпонован таким образом, чтобы продемонстрировать читателям наиболее яркие грани творчества Примадонны.
Алла Борисовна Пугачева стала последней певицей, удостоившейся звания «Народный артист СССР». Это произошло 22 декабря 1991 года. Ровно через четыре дня, 26 декабря, Союз Советских Социалистических Республик официально прекратил свое существование.
Маэстро для Примадонны
|
Гений Чернавского способствовал всемирному успеху Пугачевой
|
Все музыкальные критики вначале Советского Союза, а затем и России, в один голос твердят, что феномен Пугачевой стал возможен только благодаря тому, что композитор Александр Зацепин создавал гениальную для своего времени музыку, а поэт Леонид Дербенев — не менее гениальные стихи. Это утверждение сложно как поддержать, так и опровергнуть. Пожалуй, наиболее правильным будет просто признать, что именно в это период:
- появились настоящие шлягеры, которые принесли Пугачевой известность и позволили начать свой успешный путь на мировой музыкальный Олимп («Волшебник-недоучка»(1976), «Все могут короли» (1977));
- артистка получила возможность проявить те грани своего характера, которые помогли ей в постсоветскую эпоху извлекать выгоду из пикантных жизненных ситуаций (чего стоит только скандал с Дербеневым из-за отказа певицы делиться с ним призовыми деньгами за песню «Все могут короли» на фестивале в Сопоте).
У многих представителей старшего поколения при упоминании Аллы Пугачевой возникает устойчивая ассоциация с еще одним творцом — прибалтийским композитором Раймондом Паулсом. Их творческий союз вписал немало шедевральных творений, заслуживающих статуса «классики российской эстрады». После того, как в репертуаре певицы появились композиции «Миллион алых роз» (1983) и «Маэстро» (1981), вся страна была твердо уверена в том, что между Паулсом и Пугачевой лежит нечто гораздо большее, чем обыкновенный творческий союз.
Интересный факт: песня «Миллион алых роз» настолько полюбилась японцам, что фактически приобрела статус чуть ли не национального гимна. Многие жители Страны Восходящего Солнца до сих уверены в том, что эта песня является их национальным достоянием, а Пугачева просто заимствовала этот мотив в своем творчестве.
Очередную яркую грань творчества Примадонны открыл миру еще один талантливый композитор, аранжировщик, мультиинструменталист Юрий Чернавский. Как неоднократно говорила сама Пугачева, Чернавский «… глубокий музыкант, давший мне импульс на многие годы. Юрий … — самое значительное в эстрадной музыке явление». Именно тогда (1985 год) перед певицей широко открываются двери европейского музыкального рынка. Записанная в содружестве с Чернавским песня «Робинзон» стала не только всероссийским, но и международным хитом. Англоязычный вариант этой песни, Supеrman, спетый Пугачевой вместе со шведскими артистами, был запрещен к исполнению на территории Советского Союза. Однако это не помешало многим западным исполнителям не только включать ее в свой репертуар, но и называть этим именем номерные альбомы (так поступила, в частности, группа The Pink).
Сегодня поклонники творчества Аллы Пугачевой имеют возможность услышать и по достоинству оценить эту композицию, представленную в третьей части «Антологии Юрия Чернавского», выход которой запланирован в июне 2013 года. Приобрести ее по специальной цене можно, воспользовавшись формой предзаказа в интернет-магазине Soul’s Sound.
|
Человек-эпоха
|
Работа в кинематографе
Пожалуй, ничуть не меньший вклад Примадонна внесла и в развитие отечественного кинематографа. Конечно, теперь уже все знают, что всенародно любимые песни во всенародно же любимом фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975) исполняла не Барбара Брыльска, а Алла Пугачева, чье имя по политическим соображениям не было упомянуто в титрах. Но это отнюдь не первая и далеко не последняя работа артистки в кино. На ее счету — не только песни, но и главные роли.
Первым шагом Пугачевой в кинематографе стала запись песен для музыкальной комедии по одноименной сказке Карло Гоцци «Король-олень» (1969), где Пугачева спела в дуэте с Юрием Яковлевым партию Короля и Анджелы. Через год последовали четыре вокальных партии в фильме «Удивительный мальчик». В 1972 году в содружестве с композитором Геннадием Гладковым Пугачева записывает песни для фильма «Стоянка поезда – две минуты», режиссерами которого выступили Марк Захаров и Александр Орлов.
В 1978 году Пугачева продемонстрировала всей стране свой актерский талант, сыграв главную роль в фильме «Женщина, которая поет». Вопреки всеобщему убеждению эта картина не была основана на фактах биографии певицы, однако реалистичность созданного Пугачевой экранного образа певицы Анны Стрельцовой настолько поразила зрителей, что с тех пор эта фраза до настоящего времени используется музыкальными критиками только в отношении Аллы Борисовны.
Как неоднократно говорила Пугачева в своих интервью, в 80-х годах она серьезно рассматривала возможность эмиграции из СССР для начала мировой карьеры. Для этого имелись все предпосылки: работа с бэк-вокалистами квартета «АББА», признание артистки самой популярной женщиной Финляндии, выход ее пластинок в Швеции. Но в последний момент такой вариант развития музыкальной карьеры был отвергнут певицей. По словам Пугачевой, она просто испугалась, что будет на Западе никому не нужна.
Эти картины очень тесно переплетаются с личной жизнью самой Примадонны. В народе до сих пор передаются из уст в уста легенды о борьбе Аллы Пугачевой и Софии Ротару за «место под солнцем». И для этого, что уж тут скрывать, есть достаточно веские основания. Судите сами. «Женщина, которая поет» выходит на экраны в 1978 году. В 1981 году сердца советских зрителей покоряет кинофильм «Душа» с похожей тематикой. В нем главную роль играет София Ротару, а в качестве режиссера выступает бывший муж Пугачевой Александр Стефанович. В том же году рождается замысел о съемках ленты «Пришла и говорю», которая материализуется в 1983. Ну как тут не разгуляться людской фантазии?
Авторство всех песен в фильме «Женщина, которая поет» принадлежит Пугачевой, несмотря на то, что в титрах в качестве композитора указан некто Борис Горбонос. Этот псевдоним Пугачева придумала себе сама.
По настоящему автобиографической картиной с полным правом можно считать полудокументальное ревю «Пришла и говорю». Фильм вышел на экраны в 1986 году и сразу же был признан лучшим фильмом года по версии газеты «Комсомольская правда».
В последующие года, уже после развала СССР, Пугачева принимала участие во многих телевизионных проектах (в частности, «Старые песни о главном» и другие новогодние мюзиклы на центральных телеканалах страны), среди которых были и интернациональные.
Жизнь после шоу
После того, как Пугачева неоднократно демонстративно заявляла о прекращении концертной деятельности, в 2009 году, похоже, она сделала это всерьез, до сих пор не нарушив своего обещания. Она полностью сосредоточилась на продюсерских проектах (среди которых, в частности «Фактор А», «Новая Волна», «Фабрика Звезд») и коммерческой деятельности (радио «Алла», одноименные линии обуви, парфюмерии), демонстрируя креативный подход ко всем сферам деятельности.
Знаменитая прическа Примадонны, ставшая одной из ее коронных «фишек» появилась, как, впрочем, и все великое, совершенно случайно. Перед поездкой на музыкальный фестиваль в Польшу певица попросту «сожгла» свои волосы средством для химической завивки. Ситуация была невольно спасена костюмером артистки. Увидев платье необычного кроя, сшитое Любовью Аксеновой, Пугачева просто оставила свои волосы в «художественном беспорядке». Такой «дикий» сценический образ она успешно использовала на протяжении многих лет.
В настоящее время, согласно опросу ВЦИОМ, по популярности в стране она уступает лишь Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, занимая почетную третью строчку рейтинга самых влиятельных людей.