Оцифровка виниловых пластинок: хорошо или плохо?

Оцифровка виниловых пластинок: хорошо или плохо?


Оцифровка винила - это многоэтапный и технически сложный процесс
     
Оцифровка винила - это многоэтапный и технически сложный процесс

Вертеть в руках глянцевый конверт новенькой виниловой пластинки - ну, что может быть приятнее? Разве только осознание того, что она теперь принадлежит именно вам. В наши дни - в дни винилового ренессанса обычная пластмассовая коробочка компакт-диска уже не сможет дать такого яркого и радостного ощущения настоящему аудиоману, не говоря уже о «цифре». Настали иные времена…

Прослушивание пластинок является не просто увлечением, а стильным, приятным ритуалом для множества людей со своими микро и макро фетишами. Постепенное пополнение коллекции, ожидание нового релиза, процесс установки свеженького винилового диска на проигрыватель, само прослушивание и анализ всех тонкостей звучания пластинки и даже операции, связанные с корректировкой параметров аппаратуры - все это приносило меломанам прошлых лет настоящий кайф и, по-прежнему, доставляет удовольствие современным любителям аналогового звука.

Виниловая пластинка нашего времени имеет ряд отличий от своих старших собратьев, родом еще из прошлого столетия (об этом мы подробно рассказывали в статье: «Современные виниловые пластинки: в чем отличие новодела от старого винила?»). Здесь еще все более-менее понятно. Но что на счет звучания касательно оцифрованного винилового диска? Стоит ли навсегда открещиваться от «цифры»?

Да, вы правильно поняли, речь сегодня пойдет об оцифровке винила, этапах и ее специфике…

От чего зависит качество аналогового этапа при оцифровке винила?

В оцифровке пластинок самым сложным является сохранение яркости и живости звука. С этим могут справиться лишь настоящие профессионалы своего дела
     
В оцифровке пластинок самым сложным является сохранение яркости и живости звука. С этим могут справиться лишь настоящие профессионалы своего дела

По большому счету, итоговое качество произведенной оцифровки винилового диска во многом зависит от наличия отменного фонокорректора, хорошей вертушки и достойного картриджа. Как правило, сама оцифровка осуществляется в практически полной тишине, в изоляции от малейших вибраций поверхности, где наушники специалиста служат контрольным монитором.

Равномерность вращения также очень важна, то есть необходимо отсутствие детонаций при максимальном сокращении уровня наводок низких частот, поступающих от работы производственной механики. Вот, как раз-таки, от них избавиться бывает сложней всего посредством цифрового редактирования.

Некоторые профессиональные оцифровщики стараются обойтись без помощи фонокорректоров при оцифровке. Они пытаются получить сигнал напрямую с головки звукоснимателя или за счет применения линейного усилителя. А корректировку предыскажений (RIAA-типа) проводят уже в специализированном аудио-редакторе по окончанию процесса оцифровки. И это не совсем верный подход к делу. Так нельзя. Ведь корректировка любого вида в цифровой области уже обрекает звук на «безжизненность» и «сухость». Так зачем же дополнительно усиливать это негативное воздействие?

Вместо того чтобы исключать фонокорректор из цепочки производственной оцифровки, наиболее безопасно для будущей звуковой картины будет произвести частотную коррекцию уже в аналоговой области при наличии высококачественного профессионального фонокорректора. Насыщенность звучание от этого только выиграет.

Сердцевина процесса: особенности цифрового этапа

И вот высококачественный аналоговый сигнал получен. Ура! Теперь наступает кульминационный этап всего действа - его оцифровка. Тут многое зависит, конечно же, от аудиокарты. При использовании интерфейсов, интегрированных на материнскую плату, не возможно добиться лучшего качества. Только некоторые модели полупрофессиональных или настоящих профессиональных аудиокарт смогут справиться с задачей на 5+.

Для оцифровки могут использоваться как внутренние аудиокарты, так и внешние.

К минусам первых относят, в первую очередь, высокий уровень подверженности помехам высокочастотного типа. Хотя некоторые бренды сопровождают свои аудиокарты необходимыми фильтрами и стабилизаторами. Кроме этого внутренняя звуковая карта не может работать с ноутбуками, она требует монтажа в десктоп.

Внешние аудиокарты стоят дороже, чем их аналоги. Но зато они не имеют вышеперечисленных недостатков. Такая техника дает возможность увеличивать длину линии до десятков, а иногда и до сотен метров. Это удобно, согласитесь.

Итак, с аудиокартами разобрались. Следующий вопрос, который приходит на ум - это: с какой частотой сэмплирования и с каким показателем разрядности осуществляют последующие операции оцифровки? Ох, это совсем непростой вопрос. Многие АЦП и ЦАПы могут обеспечить идеальное звуковое качество даже на персональной рабочей частоте. Звукозаписывающие студии обычно работают с цифровым потоком 32 бита/384 кГц.

В случае, когда возникнет необходимость записать оцифрованный материал на CD, то в редакторе можно будет сократить разрядность, к примеру, и до 16 бит. Подобный вид обработки не наносит сильный вред, искажения будут практически незаметны на слух, в отличие от того, как бывает порой при изменении частоты сэмплирования.

Стоит напомнить, что в оцифровке существует еще такое понятие, как даунсэмплинг. Он наносит серьезный урон звуку особенно в том случае, когда применяется не совсем профессиональный алгоритм в процессе всей работы. Чтобы не быть голословными приведем конкретный пример: возьмите компакт-диск Love группы The Beatles и эту же запись, но только созданную в высоком разрешении в формате DVD-Audio. Вы сразу же заметите, что по звуку эти релизы получились совершенно разными, хотя мастер был один. Холодный, «пластиковый» саунд будет присутствовать в обычном разрешении, а «сочный», яркий звук - в высоком.

Если готовую оцифрованную запись предполагается сохранить в CD-Audio, то, так называемую, «черновую» оцифровку рекомендуется сделать в 24 бита/88,2 кГц и то, с условием последующего удаления шумов и тщательного редактирования. В общем, вывод такой: чем меньше будет вмешательств в структуру полученного сигнала в цифровом виде, тем лучше. Так сохраняется максимальная естественность звука.

Этап редактирования

В оцифровке винила нет ничего страшного, когда за основу взяты лучшие аналоговые записи, а не низкопробные релизы, записанные когда-то с «цифры»
     
В оцифровке винила нет ничего страшного, когда за основу взяты лучшие аналоговые записи, а не низкопробные релизы, записанные когда-то с «цифры»

Тут уже речь идет о таком агрегате, как аудиоредактор. От него и от профессионализма специалистов, работающих над оцифровкой записи, все и зависит.

Сейчас существует масса различных специальных программ-обработчиков, устраняющих лишние шумы, «грязный» фон, щелчки, треск и прочие дефекты, а также всякие погрешности предыдущих этапов работы.

Главное для мастера - не выбрасывать оригинал до полного завершения всей оцифровки. Он может еще понадобиться, если, вдруг, будет испорчена рабочая копия и потребуется новая.

Перевод в «цифру» редких аналоговых записей - дело благородное и почетное. А вот оцифровка современных виниловых дисков - это не очень хорошо. Дело в том, что чаще всего записанная на них музыка уже является оцифрованным когда-то музыкальным материалом, который уже однажды был преобразован, адаптирован и издан в виде винила. А, как мы знаем, при оцифровке оцифрованного от звука не стоит ждать чего-то грандиозного или даже просто хорошего.

Итог: в «цифре» нет ничего пугающего и неприятного, когда она качественно сделана с использованием профессионального оборудования, в соответствии с необходимыми требованиями и правилами и на основе лучших аналоговых записей. По крайней мере, оцифрованный винил в любом случае лучше компакт-дисков.