Винтажная и современная аудиотехника: какую выбрать?

Винтажная и современная аудиотехника: какую выбрать?


 «Вот раньше было время! Колбаса была зеленее, а трава – по рубль двадцать!».

Винтажная техника бывает разная и имеет разную стоимость, габариты и функциональность. Выбор во многом зависит от ваших потребностей и качества условий

Винтажная техника бывает разная и имеет разную стоимость, габариты и функциональность. Выбор во многом зависит от ваших потребностей и качества условий

Вы любите «Докторскую»? По-вашему, сейчас этот сорт вареной колбаски стал хуже или лучше, и почему?

На самом деле на этот вопрос невозможно ответить сходу, лишь полагаясь на собственный вкус и мнение. Требуется серьезный анализ – исследование сырья, используемого для изготовления этого продукта (к примеру, в 80-х годах и сейчас), сравнение цен на колбасу с учетом инфляций, девальваций, кризисов, случившихся за последние лет 30, конкретный состав, калорийность и т.д. Точно также дела обстоят и с аудиотехникой.

Если бы все, сделанное в прошлом было бы однозначно лучше, качественнее и надежнее, то у людей не было бы мотива приобретать новые, современные вещи. Но народ все покупает и покупает… Поэтому высказывания типа: «Раньше технику делать умели на славу, а сейчас кругом один Китай!» - скорее похоже на заблуждение, чем на аксиому.

Так, как же обстоят дела с аудиосистемами и проигрывателями? Винтажная аудиосистема хуже современной или, все-таки, лучше? Сегодня Soul’s Sound решил разобраться в этом вопросе. Быть может, нам удастся выяснить, какую аудиотехнику лучше выбрать для прослушивания.

Габариты: «гроб с музыкой» - это не серьезно

Крупнее, значит, солиднее и долговечнее? Нет, ни в коем случае. Лет 30-40 (а то и больше) назад большая часть аудиотехники была, действительно, значительно больше, чем ее современные аналоги. Габаритами производители не пытались увеличить долговечность и срок службы изделий, они просто не умели делать по-другому и еще не научились минимизировать элементную базу. Это было особенно актуально для микросхем, транзисторов и конденсаторов.

Для примера возьмем любой агрегат 70-х. Извлекаем из него конденсатор большого размера. Кладем его в сумку. Дальше, надеваем ботинки, куртку… и едем в магазин или на рынок техники. Подходим к прилавку и, показывая то, что взяли с собой, просим специалиста подобрать такой же, но только современный. Когда продавец вернется с новым конденсатором, вы будете очень удивлены, ведь перед вами окажется небольшая «штучка», которая легко помешается в кармане брюк (даже еще место останется).

Да, размеры деталей современной аудиотехники могут быть меньше в 4-5 раз по сравнению с составляющими винтажных агрегатов.

Солидность с ноготь большого пальца

Печатные платы больше, так как крупные комплектующие техники занимают значительно больше места. А крупногабаритные платы, в свою очередь, обуславливают и крупные корпуса аудиосистемы. Все просто. Не забывайте, что раньше многое изготавливали на дискретных элементах. В наши дни охапка всего необходимого легко помещается в чип, размеры которого не превышают ноготь вашего большого пальца.

Поэтому большой размер винтажных проигрывателей – это не показатель их безупречного качества и надежности.

Секреты мудрецов были утрачены?

Один Китай на прилавках? Подделки? Да, неужели?

Итак, знакомьтесь, это еще один миф о винтажных аудиосистемах и проигрывателях (для CD или винила – это не имеет большого значения в данном случае).

Во-первых, производство не стало хуже. Никто не разучился делать технику хорошо, а скорее даже напротив - все усовершенствовалось и стало более функционально со времен 30-летней давности.

Во-вторых, во всем мире все качественные детали и комплектующие изготавливаются определенной группой производителей, которые на протяжении многих лет (и сейчас тоже) не раз подтверждали качество своей продукции.

В-третьих, все исключительно хорошие решения уже давным-давно растиражированы и используются везде и всеми. Разница лишь в качестве материалов (и это сейчас скорее исключение, чем правило, ибо слово репутация для многих компаний не пустой звук) – кто-то использует более демократичные варианты, а кто-то не экономит и применяет лучшие. Но по большому счету везде все одинаковое. Это факт. Ведь заново изобретать велосипед (даже кривой) - это нерентабельно для любого производителя из любой страны, даже из Китая. Поэтому избирательность касательно страны производителя аудиотехники – это лишь попытка показать свою состоятельность и …пафос.

Есть ли «хромота»?

Если даже будем придираться, выискивать и сравнивать с «брендовыми» вариантами, то все равно мы не найдем сильных изъянов в современной «китайской» технике. Низкая цена настораживает? Зря. Ведь труд среднестатистического рабочего в Китае оплачивается в разы меньше (а то и в десятки раз), чем, примеру, в Европе. К тому же все, на чем написано, что сделано исключительно в одной из европейских стран, изготавливается тоже в Китае. Просто так дешевле. Ненадежно? В сравнении с чем? С теми аудиосистемами, которые производили в 70-х? Да, у китайских аналогов надежность «прихрамывает». А зачем делать надежно и на века, когда современный потребитель склонен то и дело менять одно на другое, на более совершенное и новое (это касается всего, любой продукции: от одежды – до автомобилей). Мы живем в век, когда считается «мовитоном» пользоваться мобильным телефоном дольше, чем один-два года. Поэтому китайцы усвоили одно важное маркетинговое правило: ничего не будет ломаться – никто не будет покупать новое. Если кого-то смущает недорогая стоимость товара, то тут речь идет скорее о «прилипших» паттернах и стереотипах, навязанных рекламой и социумом (например: «Купить что-то дорого может позволить себе лишь успешный, богатый, респектабельный и т.п. Дешевый продукт – для неудачников»). Успех – это, значит, быть счастливым и свободным, а вовсе не покупка типового барахла по цене золотого унитаза.

Где лучше звук?

Современные аудиосистемы не хуже винтажных. Это идеальный вариант для «новичков» и для тех, кто любит «нажимать на кнопки и не париться»

Современные аудиосистемы не хуже винтажных. Это идеальный вариант для «новичков» и для тех, кто любит «нажимать на кнопки и не париться»

А вообще, что такое «лучше»?

Поймите, с момента, когда Келогг и Райс в 25 году ХХ века впервые в мире запатентовали динамический громкоговоритель, в системе построения аудиосистемы и принципах ее работы ничего не изменилось! Представляете, за почти 100 лет – ноль. То есть динамические головки производятся точно так же, как и в «допотопные» времена.

Менялись лишь материалы.

Отсюда делаем вывод: динамики любых аудиосистем звучат практически одинаково. Ну, потому что это физика и правила, которые везде одинаково соблюдаются.

Если после этого вы все равно убеждены в том, что техника для прослушивания звучит по-разному, и вы сами в этом не раз убеждались, то мы не поленимся и еще раз объясним.

Аудиосистема звучит «по-разному» в силу комбинаций разных динамиков, когда «по-разному» формируются перекрывающиеся области (имеются в виду зоны перехода).

Дело в том, что динамики одного типа могут давать разное звучание, если вы слушаете музыку без кроссоверов. Ведь динамики отличаются резонансными частотами, что в свою очередь и способствует давлению на кроссоверы.

Не лучше и не хуже: по-другому!

При прослушивании аудиосистемы 70-х, действительно, кажется, что она звучит иначе, чем современная техника. Не лучше и не хуже. Просто иначе. Кому-то нравится «безжизненный», но верный по тембральности саунд, как в новых аудиосистемах, другим – «сочный», реалистичный звук, но «кривой» и искаженный, который присущ винтажным вариантам.

О профессиональной технике: заблуждения

Есть отдельная категория людей, жаждущая обладать только профессиональной техникой. Только ей. Все остальное не котируется. Зачем она нужна в обычной «хрущевке» или «сталинке»? Даже в частном доме без специально организованного помещения (студии или зала для прослушивания) студийная аудиотехника будет не нужна и бесполезна. А точнее, она не сможет «показать» вам все грани звучания и своей функциональности, так как условия для этого скудноваты. И вообще, почему «домашние» аудиосистемы для дома уже не котируются?

Те, кто считает, что профессиональная техника для прослушивания превосходит в разы «домашнюю» сильно заблуждаются.

Комплектующие современной аудиосистемы стали в разы меньше деталей винтажной аппаратуры

Комплектующие современной аудиосистемы стали в разы меньше деталей винтажной аппаратуры

И типовая и профессиональная системы производятся в строгом соответствии с одними и теме же физическими законами и принципами работы. Среди и домашней и студийной аппаратуры встречаются более или менее требовательные варианты, в обоих случаях (то есть, например, требовательные к условиям эксплуатации и режиму работы).

Не верите на слово? Тогда возьмите исправную измерительную аппаратуру и проведите эксперимент: что будет звучать лучше в одних и тех же условиях (к примеру, в вашей двухкомнатной квартире). И при этом не забывайте, что понятие «лучше» у всех означает разное (об этом мы упоминали выше). Заодно сравните реальные выходные данные с данными, указанными производителем в документации агрегатов. Мы уверены, что тогда вы все поймете сами. И убежденность в том, что профессиональная аудиосистема всегда лучше, исчезнет.

Винтаж и б/у: разные вещи

Все, что вы прочитали выше, касалось в основном того, что современная аппаратура не хуже винтажной техники, а порой – даже лучше. Поэтому сейчас самое время сказать пару слов в пользу аудиосистем былых времен.

Винтаж и рухлядь - это не синонимы. Старая техника не должна вызывать отвращения, это же не старый диван, выброшенный на помойку, который облюбовал бомж.

При этом акустическую систему, которая на протяжении нескольких лет, играла над ларьком на рынке или где-нибудь в баре, нельзя назвать винтажной. Это самое настоящее б/у, и ждать от такого утиля уже нечего. Система свое уже отыграла.

Вернемся к винтажным аудиосистемам. Если вам очень повезет, то вы сможете приобрести винтажную «брендовую» технику класса hi-fi или hi-end от 30 000 рублей. В чем тут преимущество? Современная техника того же уровня обойдется вам в разы дороже, а качество звучания будет идентично. Но такая система может прослужить недолго – все-таки уже старенькая. Это главный ее минус. «Винтаж» противопоказан «новичкам» (так как они не знают особенности ухода и эксплуатации такой аппаратуры) и тем, кто любит «нажимать на кнопки и не париться», ведь винтажная аудиосистема требует периодической «возни» и «ковыряния». Настоящим ценителям это, как известно, доставляет массу радости.

Подводя итог, скажем одно: выбирайте то, с чем вам будет удобно, то, что будет доставлять вам радость и минимум хлопот. Надеемся, что сегодняшний материал был вам хоть немного полезен. Удачи и хорошего дня вам!