Краут-рок: мини-путеводитель по «параллельным мирам»

Краут-рок: мини-путеводитель по «параллельным мирам»


Чувство доступа к неизвестным и порой довольно страшным глубинам ранимого и мягкого «нутра», экстаз, самозабвение, истерика. Вам знакомо это?

Такие ощущения испытывали фанаты первых краут-рок групп в Западной Германии приблизительно в конце 60-х - начале 70-х годов. Да и сейчас те же самые эмоции возникают, когда мы погружаемся в необыкновенный саунд, неземной звук, который характерен только для одного музыкального направления в мире. Имя его - Krautrock. Да, сегодня мы говорим о нем.

Что такое Krautrock?

Немецкое слово «Kraut» переводится, как капуста, ботва, зелень, сорняк... Так уж сложилось, что именно такими словам американцы и британцы высмеивали немцев, снисходительно указывая им на то, что они глупые деревенщины и недотепы. Поэтому слово Krautrock означало примерно следующее: «немецкий тупой рок». Оскорбительно, не правда ли? Но это все ерунда. Со временем этот «недорок» составил серьезную конкуренцию даже традиционному английскому року, который до появления нового течения был эталоном звучания. Вот так насмешливое прозвище, вошедшее в обиход, благодаря СМИ Великобритании, стало названием одного из самых необычных музыкальных явлений в мире.

Другие времена - другие источники вдохновения

К 70-м годам в Германии было более чем достаточно обычных гитарных рок-групп. Таких, например, как Scorpions. Зная это, краут-рок коллективы уже не «вымучивали» из себя заводных, ритмичных песен, а стремились к созданию новых идеалов. Появились довольно длинные инструментальные проигрыши, чисто электронные звуки и другие атрибуты направления, присущие краут-року.

Cluster: «динозавры» краут-рока
Cluster: «динозавры» краут-рока

Музыканты изо всех сил старались заполнить «дыру», образовавшуюся по окончанию Второй мировой войны. Они хотели создать свою собственную культуру на основе уже имеющегося многолетнего опыта. Культуру, которая отличалась бы экспериментальностью и радикальностью. Электронный авангард позволил им воплотить свои идеи в реальность. Краут-рок стал ярким, необычным, идущим параллельно с другими течениями, музыкальным направлением, а если хотите, и звонким отголоском нравов кардинально новой Германии.

Краут-рок исполнители постоянно выдумывали что-то новое, много экспериментировали, импровизировали. По большому счету им было достаточно лишь студии звукозаписи с несколькими синтезаторами для того, чтобы создать очередной шедевр, несущий полное освобождение от клише и привычных музыкальных структур.

Наряду с новыми идеями появлялись и иные источники вдохновения, ранее никем и никогда не использованные. Это в основном были произведения таких авангардных композиторов и новаторов, какими являлись Карлхайнц Штокхаузен и Джон Кейдж. Кроме них, большую роль в становлении специфического саунда сыграл free джаз, фолк и этническая музыка. Порой утробные и, одновременно, влекущие за собой африканские и азиатские ритмы, лежащие в основе композиций, давали ощущения глубинного погружения, некий психоделический эффект.

В своей музыке краут-рок музыканты использовали интересные приемы и новые элементы, соединяя джаз и классичекую музыку, прогрессив и психоделик. Главным стал именно ритм композиций - прямой механический бит (4/4), который чуть позднее получил имя «моторик». Впервые он был использован группой Neu! в начале 70-х. Но сами музыканты коллектива использовали другой термин - «апачи-бит». «Моторик» был доминирующей музыкальной составляющей пост-панка. Кроме этого он успешно использовался Дэвидом Боуи, Stereolab, Devo и другими музыкантами. Можно сказать, что «моторик» поспособствовал сильному прорыву в музыкальной среде, а может быть и сам таковым являлся...

Neu!, Organisation, Faust, Tangerine Dream, Cluster, Can - вот перечень самых харизматичных коллективов, которые сыграли важнейшую роль в развитии краут-рока. А теперь подробнее о некоторых из них...

Can: этно и минимализм

Речь идет о группе Can. Этот кельнский коллектив, пожалуй, самый популярный среди мэйнстрим-групп, играющих краут-рок. Появился он в 68 году.

Звучание от минималистичного, местами монотонного, этнического медитативного саунда до безумного истеричного всплеска - вот, что отличает Can от всех остальных.

В национальные чарты попали записи I Want More и Spoon. А релизы Ege Bamyasi и Tago Mago, записанные в 71 и 72 годах, во многом повлияли на становление эмбиента, авангарда, а также на современную электронную и андеграундную музыку.

Интуитивная обработка музыкальных материалов и свободная импровизация - это то, что позволило Can стать уникальными, особенными.

Tangerine Dream, Neu!, Can и некотрые другие «искатели нового» сделали огромное дело - заложили фундамент масштабной глыбы, которая и сейчас актуальна среди любителей минималистичного саунда и психоделики. К примеру, Radiohead и The Mars Volta открыто признаются в том, что и на их творчество в свое время оказала влияние музыка данных коллективов. Кроме этого, «следы» краут-рока также были обнаружены в некоторых японских группах. Среди них - Green Milk from the Planet Orange и Acid Mothers Temple. Поэтому никогда не стоит забывать о том, чем мы обязаны этим немецким экспериментаторам.

Faust: петля за петлей

В Германии, как ни странно, Faust игнорировали, но зато они обрели широкую известность в иных странах.

Этих музыкантов от других представителей краут-рока отличал стиль работы с композициями: они концентрировались на искажении звука. Faust достигали превосходных эффектов за счет наложения одного звукового слоя на другой. Их музыка - это поток, шквал звука, где динамику минималистичного саунда можно сравнить с раскручиванием спирали или с перехлестом петель. С одной стороны это звучит очень ярко, с другой - недвижимо. Сумасшедший эффект!

В альбоме So Far мы можем слышать все эти звуковые «чудеса», где вместо баса «пульсирует» синтезаторный риф, довольно примитивный, что, в свою очередь, добавляет еще больше специфичности саунду. Также нельзя не подчеркнуть простые барабаны, да, совершенно обыкновенный звук, казалось бы. Но, благодаря фирменной «зацикленности» звучания, эти инструменты погружают слушателя в сердцевину композиции, помогают раскрыть ее суть, прочувствовать ее. В общем, весьма гипнотичный получился альбом.

Cluster: поток неласкового гула

Солист CAN бьется в истерике. Такое поведение на сцене группа позволяла себе довольно часто
Солист CAN бьется в истерике. Такое поведение на сцене группа позволяла себе довольно часто

Самое время рассказать о настоящих сумасбродах краут-рока в самом хорошем смысле этого слова. Итак, это группа Cluster. Состав менялся. Поэтому сейчас коллектив представляют Dieter Moebius и Hans-Joachim Roedelius.

Музыканты не используют барабаны. Совсем. Наверное - это основная особенность группы. Звук дают лишь электрогитара и синтезаторы. Быть может, именно поэтому саунд очень похож на гул, или скорее - на вой. А если выразиться еще более точно, то эта музыка напоминает неторопливый подъем на холмы... высокие холмы синтетического звука. Ритмичные электронные перепады - это привлекательно. Чем-то «цепляет» такой неласковый машинный гул (особенно это касается ранних альбомов группы: Cluster II и Cluster Zuckerzeit).

Иногда что-то невозможно выразить словами ... Даже если это «что-то» очень яркое и насыщенное. Наверно, музыка этого коллектива, ее специфика - именно такой случай. Нужно слушать и погружаться. Только это сможет дать наиболее полное представление о масштабности таланта коллектива.

Есть ли векторы?

Они есть. Krautrock имеет последователей и продолжателей в самых разных течениях. Упомянутые сегодня группы вдохновляли на творчество исполнителей инди и раннего индастриала. Но, что наиболее важно, у краут-рока есть и прямые последователи. Это хорошие коллективы, которым нравится создавать композиции в лучших традициях классического краут-рока 70-х: Fujiya & Miyagi, Turzi или, к примеру, украинцы Fleischesmarkt. Их много, всех не перечислишь. Поэтому фанатам течения беспокоиться не о чем. Уж, поверьте!