Как выбрать усилитель: специфика и советы

Как выбрать усилитель: специфика и советы


Транзисторный усилитель умеет детализировать звучание, а также делает саунд сочным и четким
     
Транзисторный усилитель умеет детализировать звучание, а также делает саунд сочным и четким

Сегодня мы постараемся ответить на самые важные вопросы касательно усилителей: какие функции они выполняют, в чем разница, из чего он состоит, какие особенности следует учитывать при покупке и многие другие.

Функции и настройки

Усилители бывают разных типов, в том числе аналоговые и цифровые. Рассмотрим аналоговые. Они выполняют всего две базовые функции:

  1. Усиление звукового сигнала в процессе звукопередачи;
  2. Коммутация подключенных к нему источников.

Но на самом деле можно выделить еще одну - это RRIA-коррекция и усиление звукового сигнала, идущего от головки звукоснимателя винилового проигрывателя. Но она актуальна только тогда, когда имеется заведомо встроенный в усилитель фонокорректор.

А под коммутацией следует понимать то, что к агрегату можно параллельно подсоединить несколько источников сигнала (виниловые проигрыватели, проигрыватели компакт-дисков, DVD-проигрыватели, тюнеры и др.). При этом всего лишь за счет переключения специальной ручки (или даже с помощью нажатия кнопочки), расположенной на передней панели «усилка», можно выбрать необходимый параметр. Легко и удобно.

Что касается настроек, то скажем откровенно - чем более качественный усилитель, тем меньше в нем разного рода настроек. Хорошие High-End-усилители могучих аудио-брендов уже имеют адаптированные, идеальные настройки.

Вполне достаточно того, когда у «усилка» есть селектор входов, регулятор громкости и кнопка mute для моментального выключения громкости. Все остальное, по-хорошему, должно уже автоматически предусматриваться производителем.

Кто-то сейчас подумает: «А как же эквалайзер? И вообще, чем больше свободных настроек - тем лучше». Ответим так: аппаратура High-End-класса должна сводить любые «самостоятельности» к минимуму. Ее задача - улучшить звучание и облегчить жизнь слушателя, не заставляя его все время что-то настраивать. Такая техника создана исключительно для наслаждения, а не для экспериментов.

Хотите купить усилитель премиум-класса? Тогда забудьте о множестве разных ручечек, рукояточек, всяческих непонятных клавиш, кнопочек, о сомнительных функциях и странных настройках. Все это может даже ухудшить звук, особенно, если окажется в неумелых руках новичка. Также похороните свои мечты об эквалайзере. Он вообще редко предусмотрен в High-End-аппаратуре. Знатоки убеждены, что встроенные эквалайзеры - это своеобразный символ, сигнал и неофициальное признание производителя техники в своих погрешностях (производитель, как бы, тем самым предлагает покупателю самостоятельно, вручную исправить ошибки в работе усилителя, воспользовавшись доброй дюжиной ручек). Не порядок это!

Но некое, отдаленное подобие эквалайзера в аппаратуре премиум-класса все же изредка встречается. Оно представляет собой DSP-процессор, и используется он лишь в цифровых усилителях.

Строение и разновидности

Ламповый усилитель обеспечивает «живое и теплое» звучания музыки
     
Ламповый усилитель обеспечивает «живое и теплое» звучания музыки

Итак, на прилавках современного аудио-рынка встречаются как 1-блочные, так и 2-блочные и даже 3-блочные усилители. В чем их отличия друг от друга, и какие выбрать?

Традиционный, довольно простой и бюджетный аналоговый «усилок» представляет собой, как правило, 1-блочный (все находится в едином корпусе) агрегат. А вот в High-End-аппаратуре это устройство обычно состоит из 2-х или 3-х устройств (встречается и больше). Для чего нужны такие полноразмерные подустройства? Чтобы ответить на сей вопрос, давайте рассмотрим строение этого агрегата. Представим усилитель, как аппарат, включающий 3 функциональных узла:

  • блок питания;
  • контроль усилителя (селектор входов, ручки настройки громкости и прочее);
  • последовательность каскадов усиления.

Рассмотрим подробнее третий узел. Существует входной, выходной каскад и промежуточные каскады.

Самый важный - это входной каскад, потому что он «буферный», он согласовывает входное сопротивление «усилка» и выходное сопротивление источника сигнала, он может функционировать даже с очень слабыми звуковыми сигналами от источника.

Как мы уже говорили ранее, различные дополнительные, «как бы», очень важные и мега-функциональные детали часто способны лишь ухудшить саунд и внести лишние искажения. Шумы и искажения, привнесенные в сигнал слабой силы (например, как такой сигнал, который поступает от источника звука на входной каскад) в результате будут явно заметны в силу того, что саунд будет дополнительно усиливаться другими каскадами. На ухудшение звуковой передачи также могут влиять и трансформаторы, провоцирующие сильные токи и вибрацию. Разработчики аудиоаппаратуры для решения этих проблем пришли к выводу, что механизмы управления и входной каскад необходимо разделить. Для этого и было принято решение вынести их за пределы основного блока, чтобы остальные каскады существовали автономно, не коверкая звук. Так родился «предусилитель». А то, что не вошло в него (это - промежуточные каскады и выходной каскад) было размещено в автономном блоке. Такой компонент носит название «усилитель мощности». Именно поэтому качественный усилитель премиум-класса всегда (97% из 100%) обладает двухблочным предусилителем и усилителем мощности. Это и позволяет добиться совершенного звука.

Со временем и с развитием технологий усилитель мощности тоже был успешно разделен на два автономных блока. Получается, что ответом на вопрос: зачем нужны автономные подустройства, моноблоки, будет - для усовершенствования качества и для достижения лучшего звучания. Разделив функционал на части, когда каждый важный компонент (или их система) находится в собственном корпусе, разработчики добились самого главного - значительной оптимизации звукопередачи и звуковоспроизведения.

Итак, подытожим:

1-блочные «усилки» (их часто именуют как интегральные или полные) - это довольно бюджетный вариант, неплохой, но и не лучший. Идеального звука с ним добиться сложно, ибо будут проскальзывать помехи. Зато цена у таких агрегатов радует своей демократичностью. Обладателю обычной, не брендовой, старенькой аудиотехники (например, «вертушки» советской эпохи или простого, не брендового современного проигрывателя) будет такого усилителя вполне достаточно.

2-блочные агрегаты типа «усилитель мощности + предусилитель» станут хорошим подспорьем в достижении звука своей мечты для аудиофилов, всерьез «заморачивающихся» по качеству саунда. И при этом нужно быть готовыми к весьма высокой стоимости таких моделей.

3-блочные усилители типа «моноблок + моноблок + предусилитель» гарантируют идеальный звук. Такие модели проектируются и создаются ведущими инженерами лучших компаний в своем сегменте рынка. Без лишних слов - это самые крутые усилители…и самые дорогие!

О значении блока питания

2-блочный усилитель - оптимальный вариант для аудиофила в соотношении «цена-качество»
     
2-блочный усилитель - оптимальный вариант для аудиофила в соотношении «цена-качество»

Роль блока питания в усилители велика. Правда. Чтобы понять причины этому, рассмотрим особенности самого процесса усиления.

Все мы знаем, что энергия, никуда не исчезая, преобразуется из одного вида в другой. И с усилителями это естественно тоже работает. Усиленный звуковой сигнал, в дальнейшем передаваемый на акустику, является той самой «преобразованной» энергией, которая, в свою очередь, перемещается на каскады усиления традиционным путем перехода из розетки в блок питания усилителя. А вот за усиление звукового сигнала в самих усилителях полностью отвечают такие компоненты, как лампы (в ламповых агрегатах) или транзисторы (ну, конечно же, если речь идет о транзисторных «усилках»). Как в первом, так и во втором случае, принцип их работы одинаков. Транзистор, к примеру, это электронная составляющая, включающая эмиттер (к нему как раз и идет энергия (постоянный ток) от блока питания), коллектор (от него уже усиленный сигнал, то есть «преобразованная» энергия следует либо на акустическую систему, либо на промежуточный каскад) и, наконец, базу, находящуюся между коллектором и эмиттером (в нее поступает слабенький сигнал, нуждающийся в усилении).

Отсюда становится понятно, что постоянный ток прямиком из блока питания переходит на акустическую систему, даже минуя транзистор (к базе). За «преобразование» в этом случае, действительно, отвечает база. Таким образом, получается, что слабый звуковой сигнал, достигший базы, сам управляет процессом преобразования энергии, идущей от блока питания к акустике. Это и есть вся суть усиления, как процесса. Чтобы весь этот процесс был наиболее качественным и правильным, следует выбирать лучшие блоки питания. Ведь задача блока питания - это преобразование переменного тока в постоянный ток, а также сокращение напряжения тока до конкретных единиц (в зависимости той или иной схемы аппарата). Тут важным аспектом выступает качество «превращения» тока. За эту функцию в блоке питания отвечают сглаживающие конденсаторы и специальные схемы выпрямителей. Если ток будет плохо преобразован, то появятся нежелательные колебания, которые могут легко проникнуть в звуковой сигнал, а значит, музыка будет звучать ужасно. И это еще раз подтверждает значение качества блока питания.

Ламповый или транзисторный: что выбрать?

Усилители бывают даже такими: люкс-комплектация + винтажное исполнение
     
Усилители бывают даже такими: люкс-комплектация + винтажное исполнение

Как лампа, так и транзистор обладают персональными плюсами и минусами.

Любители ламповой техники выделяют как ее основное преимущество - «живой и теплый» звук, реалистичность тембральности, насыщенность звукопередачи частот высокого типа и широкую стерео-картину. И с этим сложно не согласиться. Но! Есть одно большое «Но». Все вышеперечисленные характеристики лампы должны быть уместны, то есть они должны проявляться там, где они, действительно, необходимы. Например, если ваши любимые композиции Metallica звучат «тепло и мягко» - это на самом деле беда.

В такой ситуации - это явный признак лампового усилителя дурного качества. Запомните, что усилитель не должен «звучать», он должен лишь оптимизировать саунд. Поэтому если аппарат хорошего качества, то он подчеркнет все достоинства звука, его специфику, а не испортит вам кайф от прослушивания.

Да, к недостаткам ламповых «усилков» причисляют сложности с воспроизведением басов и низких частот. И еще - немалые затраты на обслуживание и корректировку. Ведь лампы с течением времени ухудшают свои первоначальные характеристики или попросту выходят из строя, поэтому их необходимо менять.

А вот проблемы с басами часто ощутимы именно при прослушивании «электронщины».

Поклонники транзисторных агрегатов подчеркивают их способность детализировать звук, сочность басов и практически полное отсутствие финансовых затрат на обслуживание.

Ну что сказать… Хорошо, но тут тоже есть свои подводные камни, а именно: чрезмерная детализация устройств может провоцировать сильную «зернистость» саунда. Звучание может стать слишком резким и неприятным для слуха (особенно при прослушивании композиций, где эти характеристики звучания не нужны и не должны проявляться). Транзисторные усилители плохого качества загубят даже самую красивую мелодию своими супер-четкими басами. А вот к однозначным плюсам можно отнести то, что транзисторная аппаратура более мощная, что позволяет делать звуковую картину, действительно очень насыщенной.

В любом случае - выбирать вам, друзья. Поэтому, прежде чем решиться на такую серьезную покупку, взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь со специалистами, расскажите о специфике вашей домашней аудиосистемы, и тогда вы сможете остановить свой выбор на самом оптимально варианте именно для вас.

Выгодных вам приобретений и замечательных выходных! =)